Франческа Аспромонте — выпускница зальцбургского Моцартеума и
римской Академии Св. Цецилии, где она училась, в частности, у знаменитой
Ренаты Скотто. Символично, что первой ролью, в которой она предстала перед
широкой публикой, стала роль Музыки в опере Монтеверди «Орфей». Это
произошло в 2013 году, когда Франческа, пройдя конкурсные прослушивания,
стала участницей Европейской барочной академии в Амброне: там ежегодно
отбирают талантливую молодежь, которая попадает на пару недель в руки
корифеев-барочников, а затем отправляется вместе с ними в турне. Роль
Музыки, к которой затем добавилась и роль Вестницы в той же опере, Франческа
исполнила с тех пор и в Карнеги-холле, и в венском Музикферайне, и в
Версале.
Кульминацией же стало ее выступление в Альберт-холле в Лондоне в рамках BBC
Proms, где «Орфей» Монтеверди прозвучал в 2015 году под управлением Джона
Элиота Гардинера. Пресса, не умолкая, пела комплименты именно
Музыке. Например, изумленный рецензент портала Bachtrack написал так:
«Франческа Аспромонте рождена для сцены, и поразительно, с какой полнотой
раскрылся ее талант: играя на гитаре и тамбурине, танцуя, она не прекращает
восхитительное пение и без малейшего усилия сплетает и нанизывает
музыкальные фразы…»
Говорят, что когда она произнесла знаменитую реплику Вестницы — «Твоя
невеста мертва» — то впечатление было настолько сильным, что зал не
дыша следил только за ней, и даже маэстро Гардинер опустил руки и перестал
дирижировать.
В свои 28 лет она уже успела выступить с крупнейшими дирижерами, имена
которых многое значат для тех, кто следит за историческим
исполнительством. Ее приглашали в свои проекты Леонардо Аларкон, Рафаэль
Пишон, Диего Фазолис и Оттавио Дантоне. С Джованни Антонини и знаменитым
ансамблем Il Giardino Armonico она записала одну из кантат Гайдна, а первый
сольный альбом, «Пролог», выпустила с Энрико Онофри и оркестром il pomo
d'oro.
Она великолепна и в раннем репертуаре (Кавалли, Росси, Монтеверди) и в
позднебарочном; здесь самые значительные ее роли — Аталанта в генделевском
«Ксерксе» (запись с Франко Фаджоли и целым сонмом звезд под управлением
Максима Емельянычева вышла на Deutsche Grammophon); Альмирена в его
«Ринальдо», Семела в опере Хассе (дебют Франчески на прославленном Фестивале
старинной музыки в Инсбруке, 2018), Анжелика в «Неистовом Роланде» Вивальди
(постановка Театра Малибран в Венеции, 2018).
«Чечилия», калабрийская песня
Эвридика
Луиджи Росси, «Орфей»
Пролог
Монтеверди, «Орфей»
Chiara al pari di lucida stella
Вивальди, «Неистовый Роланд»
Пресса, не скупясь, расточает ей комплименты, и приятно видеть, как теплеет
тон любого критика, когда он рассказывает о Франческе. Восхищаются и тембром
ее голоса, который называют то «алмазным», то «серебристым», и ее
музыкальным вкусом, и «чутким отношением к слову» (Sunday Times). Но больше
всего привлекают ее естественные и вместе с тем глубокие музыкальные
интерпретации, ее умение наполнить подлинным чувством «даже аллегорические
фигуры оперных Прологов» (allmusic.com).
Когда мы предложили ей собрать программу из колдовских арий, она
обрадовалась и увлеклась. 29 мая вы увидите разгневанную Альцину из
«Неистового Роланда» Вивальди, мстительную Армиду из оперы Генделя
«Ринальдо» — и другую, покинутую Армиду из его кантаты: оставшись одна, она
просит богов освободить ее от чувства любви.
Оркестр Pratum Integrum играет на исторических инструментах. Основанный в
2003 году при поддержке компании Essential Music,
он вскоре обрел известность благодаря живым интерпретациям и продуманным
программам. Название оркестра переводится с латыни как «некошеный луг»: это
метафора, подразумевающая репертуар XVII–XVIII веков, в котором до сих пор
еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. В результате его
деятельности на московских афишах появились имена таких композиторов, как
Тиц, Вёльфль, Розетти и Платти, и оркестр гордится тем, что публика приняла
эту музыку с большим воодушевлением.
По приглашению оркестра в Москве побывали музыканты с мировым именем,
прославившиеся как мастера исторического исполнительства (в их числе:
Тревор Пиннок и Альфредо Бернардини, Виланд Кёйкен и Петер
Нойман). Концерты с их участием, как и многие другие проекты оркестра,
стали запоминающимися событиями в жизни города. Записи Pratum
Integrum неоднократно получали премии от таких
авторитетных зарубежных изданий, как Diapason, Toccata, Le Monde de la
Musique.
Художественный руководитель
коллектива — Павел Сербин,
концертмейстер — Сергей Фильченко.
Pratum Integrum за 40 секунд
Гендель. Соната си-бемоль мажор. Allegro
Корелли. Кончерто гроссо op. 6 no. 4. Adagio — Allegro
Подпишитесь на рассылку
Запрос обрабатывается. Пожалуйста, подождите…
Pratum Integrum в социальных сетях