Собрание музыкальных рукописей, хранящееся в Дрездене, справедливо называют в числе сокровищ, которыми гордится этот город. Среди прочих сочинений здесь есть и пьесы, входившие в репертуар знаменитой придворной капеллы Дрездена – оркестра, который был основан более 450 лет назад и в 18 веке снискал громкую славу. В числе других произведений мы найдем здесь 140 инструментальных пьес Телемана, время написания которых варьируется примерно от 1710 до 1750 года. В подборке, представленной на этом диске, часть этих произведений записана впервые, так что мы можем говорить о новом их открытии.
Все представленные на диске произведения Боккерини – сравнительно поздние. Они были написаны в 1780-е годы, когда композитор после годов странствий по Европе давно уже поселился в Испании, и представляют его зрелый классический стиль. Альбом открывает его Концертная симфония ре мажор (G 516; Op.37 No.2), которая после Второй мировой войны считалась утраченной. Между тем, она вместе с другими трофейными нотами попала в СССР, все это время хранилась в рукописном отделе Центрального музея музыкальной культуры имени Глинки и, наконец, совсем недавно была идентифицирована.
Альбом содержит почти все известные сочинения Д. Бортнянского, созданные в Италии в период учебы у Б. Галуппи. Семь из девяти произведений записаны впервые.
Малоизвестные минорные сочинения Г.Ф.Телемана. Оркестровая Сюита ля минор записана впервые.
Йозеф Вёльфль – венский классик, которого называли «соперником Бетховена». Помимо опер, балетов, фортепианных, ансамблевых и камерных сочинений, он написал три симфонии, две из которых впервые представлены на этом диске (третья сохранилась только в виде клавира).
Жан Фери Ребель (1666–1747) вошел в историю как создатель первых французских балетов без пения и как музыкант-новатор, совершенно сознательно применивший кластер в начале сюиты «Стихии», для изображения хаоса. Но помимо этого он был великолепным мелодистом, живым, трогательным и необычайно искусным мастером оркестра, — за это мы его сегодня и любим. Авторитетнейший французский журнал о классической музыке Diapason поставил этому диску свою высшую отметку — 5!
Покорив вначале Италию, а потом Англию, Иоганн Кристиан Бах приобрел репутацию одного из самых авторитетных музыкантов второй половины XVIII века. Когда в этих странах заходила речь о «знаменитом Бахе», то конечно имелся в виду не Бах-отец, а Бах-сын. Альбом открывает его Концертная симфония соль мажор (С45; T286/4), которая считалась утерянной, но в 2004 г. была обнаружена и идентифицирована московским музыковедом Павлом Луцкером. Ее запись – мировая премьера.
3 трека на диске — мировые премьерные записи.
Георг Филипп Телеман — автор более ста оркестровых сюит. Это разнохарактерные, мастерски оркестрованные пьесы, большинство из которых до сих пор неизвестно широкой аудитории. Мы планируем восполнить этот пробел и в течение ближайших лет записать все сочинения композитора в этом жанре. В реализации проекта принимают участие оркестр Pratum Integrum, а также солисты ведущих музыкальных коллективов Европы, занимающихся историческим исполнительством.
В первом альбоме: сюиты ре минор (TWV 55:d2), ми минор (TWV 55:e3) и си минор (TWV 55:h1).
Монографический альбом Антона Фердинанда Тица, немецкого скрипача и композитора XVIII века, жившего в Петербурге. Сочинения Тица перестали исполняться после его смерти, но в 90-е годы XX века были вновь открыты музыкантами. Все записи являются мировыми премьерами.
Телеман был одним из первых, а может быть – самым первым, кто привнес в жанр оркестровой увертюры самые разные стили и манеры письма, кто нашел в нем место и для пестрых танцев, и для многоликих образов, и для живых описаний, и для пародий. В сознании следующих поколений Телеман остался выдающимся мастером увертюры, превзошедшим в этом жанре его создателей-французов. Перед Вами – третий альбом с оркестровыми сюитами Георга Филиппа Телемана, в котором вновь предстает музыка, малоизвестная широкой публике.
На диске представлены мажорные произведения в разных жанрах, причем многие из них записаны впервые (среди них, например, Оркестровая сюита си-бемоль мажор TWV 55:B4).
Альбом инструментальных произведений Д. Бортнянского, написанных в 80-е годы XVIII века при дворе Великого князя Павла Петровича. Единственная сохранившаяся часть Клавесинного концерта исполнена в новой оркестровке П. Сербина. Все сочинения впервые записаны в исполнении на исторических инструментах.
Второй диск с сочинениями австрийского композитора-классика Йозефа Вёльфля (см. также CM 0022005). Без преувеличения можно сказать, что квартеты Ор.30, созданные Вёльфлем в 1805 году, принадлежат к лучшим образцам его камерной музыки. Впервые в мире их записали солисты оркестра Pratum Integrum, играющего на исторических инструментах: Дмитрий Синьковский (скрипка), Сергей Фильченко (скрипка), Сергей Тищенко (альт) и Павел Сербин (виолончель).
Все треки — мировая премьерная запись.
Первый монографический альбом Максима Березовского. Содержит светские сочинения композитора, в том числе – недавно обнаруженную Симфонию до мажор (самая ранняя русская симфония). Шесть из восьми представленных на диске произведений прежде не были записаны.
Сочинения Джованни Бенедетто Платти (ок. 1697–1763), итальянца, жившего в Германии, стали исполнять лишь недавно. Такой репертуар наша публика в шутку называет «заслуженно забытым». Мы же, конечно, придерживаемся иного мнения.
9 треков на диске — мировые премьерные записи.
Во второй альбом с оркестровыми сюитами Георга Филиппа Телемана вошли «Шесть увертюр на четыре или шесть голосов», объединенные композитором в сборник и опубликованные в Гамбурге в 1736 году. Оркестр Pratum Integrum исполнил их по оригинальному печатному изданию, которое считалось утраченным, но недавно было найдено в Российской государственной библиотеке в Москве. В записи альбома приняли участие солисты ансамбля Zefiro, исполнители на исторической валторне Дилено Балдин и Франческо Меуччи. Четыре из шести сюит записаны впервые.
Это произведение XVIII столетия обычно играют в современной редакции, которая заметно отличается от авторского текста. Желая вернуть сочинению его первоначальный облик, оркестр Pratum Integrum предложил свою исполнительскую редакцию литературного и музыкального текста мелодрамы. Впервые за последние двести лет к исполнению «Орфея» был привлечен роговой оркестр (такие оркестры были популярны в России с середины XVIII до середины XIX века, но позднее исчезли). В числе исполнителей – драматические актеры Алексей Иващенко и Мария Шорстова, а также Российский Роговой Оркестр из Санкт-Петербурга.