Дмитрий Бортнянский

«Празднество сеньора»: Sinfonia: Allegro spirituoso — Andantino — Presto

О второй части оперы (Водевиль и Рондо) см. здесь.

Дмитрий Степанович Бортнянский (1750–1825) — русский композитор, клавесинист и дирижер. Учился в Италии, работал при дворе великого князя Павла Петровича, затем занял пост директора Придворной певческой капеллы. Автор многочисленных духовных сочинений, нескольких опер, инструментальных ансамблей и клавирных сонат. Один из наиболее ярких представителей русского музыкального классицизма.

Судьба Бортнянского отчасти напоминает судьбу Максима Березовского, его старшего современника. Бортнянский тоже родился в городе Глухове и обратил на себя внимание как талантливый певчий. Он также получил место в придворной капелле в Петербурге. При дворе его композиторский талант был замечен итальянским капельмейстером Бальдассаре Галуппи, по рекомендации которого Бортнянский смог получить стипендию для учебы в Италии. Как и Березовский, он уезжает в эту страну, причем проводит в ней около 10 лет: живет в Венеции, посещает Болонью, Рим и Неаполь, наблюдает за постановкой трех своих опер: «Креонта», «Алкида» и «Квинта Фабия». Как и Березовский, он возвращается в Россию, по-видимому, окрыленный итальянскими успехами. Дальше их судьбы расходятся: Березовскому не удалось вписаться в контекст придворной жизни, Бортнянский же прекрасно чувствовал себя и при дворе наследника престола, и позднее в роли директора Придворной певческой капеллы. Его значение как автора духовной музыки было оценено по достоинству: хоровые концерты Бортнянского многократно исполнялись и издавались. Его светские сочинения привлекли внимание позднее, и до сих пор не все они изучены и опубликованы. В числе таких опусов — обаятельные инструментальные пьесы из оперы «Празднество сеньора», впервые исполненные и записанные в рамках данного проекта.

«Празднество сеньора»

«Празднество сеньора» (La fête du seigneur, 1786) — комическая опера Бортнянского, написанная в подарок великому князю Павлу Петровичу. Партитура оперы сохранилась лишь фрагментарно, и, более того, утрачено либретто на французском языке, поэтому не вполне ясно, о чем идет речь в этой забавной придворной «безделке». Известно, впрочем, что под сеньором, устраивающим празднество, подразумевался Павел Петрович, и что опера была исполнена силами его придворных — а также фрейлин его супруги, Марии Федоровны. Должно быть, аристократический музыкальный кружок пришел в восторг от этого «капустника», поскольку вскоре Бортнянский получил заказ на новые опусы в подобном стиле — так появились оперы «Сокол» и «Сын-соперник». Они также ставились летом, в Павловске или Гатчине. После этого Бортнянский больше не сочинял для театра, но партитуры трех упомянутых опер усердно рассылал владельцам частных оркестров и домашних театров, в начале XIX века их даже можно было купить.

Опера открывается трехчастной Симфонией. В Allegro композитор использует тему увертюры из своей итальянской оперы «Квинт Фабий», две следующие части сочинены заново. Можно только удивляться тому, с каким мастерством, вдохновением и изяществом Бортнянский пишет в типичных итальянских формах. Allegro, Andantino и Presto точно следуют канонам жанра, по похожей схеме написаны десятки оперных симфоний. Но при этом здесь нет ни одной трафаретной темы: каждая из них покоряет, прежде всего, «лица необщим выраженьем». Особенно хороша мелодия Andantino, которая могла бы украсить партитуру любого итальянского современника Бортнянского.

Первая часть симфонии также существует в переложении для клавира. Пользуясь этим переложением и не имея доступа к партитуре, ансамбль «Барокко» попытался восстановить Симфонию и свою реконструкцию записал на пластинку «Русская музыка XVIII века» (Мелодия С 04695-6, 1974). Запись заинтересовала Павла Сербина, художественного руководителя оркестра Pratum Integrum, который загорелся идеей исполнить Симфонию по оригинальной партитуре Бортнянского. В таком исполнении сочинение впервые представлено в данной записи.

Подробнее — в статье Павла Сербина, художественного руководителя оркестра Pratum Integrum.


Запись осуществлена на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, а также при поддержке Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий».

Оркестр выражает благодарность Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету и Елизавете Фигурковой лично за возможность провести запись в зале Соборной палаты университета.

  • Исполнители:
  • Скрипки

    Сергей Фильченко
    Людмила Фраенова
    Дмитрий Лепехов
    Анна Янова
    Наталья Косарева
    Владислав Чиркунов
    Елена Кайдановская

  • Альты

    Сергей Тищенко
    Анна Журавлева

  • Виолончели

    Павел Сербин
    Александр Гулин

  • Контрабас

    Антон Изгагин

  • Флейты

    Полина Горшкова
    Марина Волкова

  • Гобои

    Светлана Усачева
    Павел Загребаев

  • Валторны

    Филипп Корольков
    Константин Желтов

  • Режиссер

    Сергей Тищенко

  • Оператор-постановщик, режиссер монтажа

    Александра Каллистова

  • Операторы

    Сергей Давидяк
    Дмитрий Иванов

  • Звукорежиссер

    Сергей Ермаков

  • Продюсер

    Илья Флярковский

  • Видеокамеры

    Black Magic Ursa, Black Magic BMPCC

  • Запись от 04.11.2019

    Соборная палата ПСТГУ, Москва