Дмитрий Степанович Бортнянский (1750–1825) — русский композитор, клавесинист и дирижер. Учился в Италии, работал при дворе великого князя Павла Петровича, затем занял пост директора Придворной певческой капеллы. Автор многочисленных духовных сочинений, нескольких опер, инструментальных ансамблей и клавирных сонат. Один из наиболее ярких представителей русского музыкального классицизма.
«Празднество сеньора»
«Празднество сеньора» (La fête du seigneur, 1786) — комическая опера, написанная в подарок великому князю Павлу Петровичу. Либретто ее утрачено, партитура сохранилась фрагментарно, но известно, что поставлена она была в Павловске в 1786 году. В то время малый двор часто переезжал из Павловска в Гатчину, и веселые спектакли ставились в обеих усадьбах. «Все лето мы играли разныя комедии, то в Павловском, то в Гатчине», — писал Иван Долгоруков. Не называя сочинения, Алексей Куракин рассказывает об одной из таких комедий в письме брату: речь в ней шла о сельском празднике, либретто написали Г. И. Чернышев, А. А. Мусин-Пушкин и Ф. А. Виолье, князь Голицын изобразил садовника, и аристократическая молодежь немало позабавилась. Приводя его слова в книге «Музыкальный Павловск», Александр Розанов предполагает, что Куракин имел в виду именно «Празднество сеньора».
В данной записи представлены два инструментальных номера из этой оперы: Водевиль и Рондо. Водевиль — пьеса на тему французской песни; на ее многократных повторениях строился финал комедии. Рондо звучало в конце I акта, в сцене народного празднества.
Подробнее — в статье Павла Сербина, художественного руководителя оркестра Pratum Integrum.
Запись осуществлена на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, а также при поддержке Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий».
Оркестр выражает благодарность Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету и Елизавете Фигурковой лично за возможность провести запись в зале Соборной палаты университета.