В рамках проекта «Сокровищница русской музыки XVIII века» квартет солистов Pratum Integrum сыграет в Саратове программу из сочинений, обретенных после более чем двухсотлетнего забвения. В день концерта в Малом зале Саратовской консерватории пройдет лекция художественного руководителя оркестра Pratum Integrum Павла Сербина «Русская музыка XVIII века: причины забвения и путь к возрождению» (11.00, вход свободный) и мастер-класс концертмейстера оркестра Сергея Фильченко (12.00, вход свободный).
О чем говорят нам сегодня имена композиторов Керцелли или Тица? Ныне они известны лишь узкому кругу профессионалов, а в последней четверти XVIII века эти музыканты играли ведущую роль в музыкальном ландшафте Москвы и Санкт-Петербурга. Их сочинения обладают несомненными художественными достоинствами и стоят наравне с достижениями европейского классицизма. После более чем двухсотлетнего забвения шедевры камерной музыки, написанной в России, прозвучат в исполнении солистов оркестра Pratum Integrum на исторических инструментах — подлинниках или копиях XVIII века.
Керцелли — фамилия целой династии австрийских музыкантов, работавших в Москве. Основатель династии, Франц Ксавьер Кёрцль, оказался в Российской империи в 1762 году, сначала на службе у гетмана графа Кирилла Разумовского в Батурине, а потом в старой столице. Все четверо его сыновей стали музыкантами. Один из них — блистательный скрипач Михаил Францевич (Иоганн Михаэль) Керцелли — в конце 1770-х годов обучался в Вене, возможно у Гайдна. В то же самое время в австрийской столице учился другой герой нашей программы — Антон Тиц, и Керцелли вполне мог музицировать с ним в квартете. По возвращении в Москву Михаил, признанный одним из «наилучших здесь виртуозов», концертировал, открыл музыкальное училище (1783) и занимался обучением роговых оркестров. Старший брат Михаила, Иван (Иоганн Йозеф Каласантиус) Керцелли, уже в 1770-е годы стал востребованным в Москве капельмейстером и проработал в столице более полувека. Оперы Ивана ежегодно ставились на московских и провинциальных сценах, а в начале XIX века он стал главным капельмейстером Петровского театра (будущего Большого). В программу концерта вошли два квартета Михаила Керцелли, уникальные в силу виртуозной трактовки партий двух скрипок, и струнное трио Ивана.
Петербургская школа в нашей программе представлена сочинением Антона Фердинанда Тица — скрипача-виртуоза, служившего при дворе Екатерины II. На сольные концерты Тицана скрипке и виоле д’амур съезжался весь город; кроме того, музыкант основал квартет, выступавший для императрицы и ее приближенных в Эрмитаже или Царскосельском дворце, и обучал игре на скрипке будущего императора Александра I. Около 1806 года в Санкт-Петербурге вышли из печати квартеты Тица, посвященные сенатору Алексею Григорьевичу Теплову. Выделяется среди них большой Квартет до мажор — своего рода творческий эксперимент, в котором до предела доводится идея использования тем народного происхождения в классической форме. В четырех частях произведения автор поместил 19 популярных в то время русских песен, в числе которых и сегодняшний слушатель без труда узнает знаменитые «Во саду ли, в огороде» и «Во поле березка стояла».
В программу нашего концерта вошел еще один превосходный образец камерной музыки, сочиненной в России, — крупномасштабный квартет Антона Эберля. В свое время этот австрийский композитор соперничал с Бетховеном — известны свидетельства о том, что в 1805 году слушатели отдали предпочтение его ми-бемоль-мажорной симфонии в сравнении с исполненной в тот же вечер Третьей симфонией знаменитого венского классика. В 1796—1802 годах Эберль успел поработать при русском дворе и пользовался репутацией прекрасного музыканта и педагога. Соль-минорный квартет, который вы услышите, композитор посвятил императору Александру I.
Подпишитесь на рассылку
Запрос обрабатывается. Пожалуйста, подождите…
Pratum Integrum в социальных сетях