26 июля, в четверг, в 19.00, оркестр Pratum Integrum выступит в Соборной
палате (Лихов пер., д. 6). В программе — свадебная кантата Баха «Скройтесь,
печальные тени» (BWV 202), арии из «Глории» Вивальди и «Мессии» Генделя,
концерты Баха и Вивальди. Приглашенные солисты: Лилия Гайсина (сопрано);
Константин Яковлев (гобой).
Бах, Вивальди и Гендель с удовольствием писали для высокого, легкого
колоратурного сопрано. Такой голос часто звучал в свадебных и рождественских
сочинениях, когда авторам хотелось передать нежнейшие переливы заповедного,
бережно хранимого чувства. На этом концерте вы услышите, в основном, именно
такую музыку.
Pratum Integrum за 40 секунд
Гендель, «Ацис и Галатея»
Лилия Гайсина, Pratum Integrum, Петер Нойман
А. Корелли, Кончерто гроссо op. 6 №4
Pratum Integrum
И. С. Бах, 3-й Бранденбургский концерт
Pratum Integrum
К сопрано временами будут присоединяться гобой и скрипка: например, все трое
исполнят соло в прелестной кантате Баха (BWV 202).
Мы не знаем, кто были те жених и невеста, которым Бах желает увидеть «тысячу
светлых, благополучных дней». Неизвестен и автор текста — незамысловатого,
но полного привлекательных образов: здесь морозы уходят, уступая место весне
и Флоре, Феб скачет на быстрых конях, Амур осторожно крадется среди цветущих
дерев, мечтая увидеть, как соединяются сердца влюбленных. Кантата
заканчивается гавотом, словно намекающим на то, что пора перейти к танцам.
Во втором отделении вы услышите сочинения, которые Вивальди написал для юных
воспитанниц приюта Пьета. В это, может быть, непросто поверить, но в
венецианских приютах обездоленные сиротки и дочки куртизанок серьезнейшим
образом занимались музыкой под руководством лучших композиторов Италии — и
достигали таких успехов, что молва об их достижениях распространялась по
всей Европе. Оперные певицы приходили на их выступления, «дабы
усовершенствовать свой вкус» (Руссо). Именитые гости спешили услышать, как
юные нимфы исполняют концерты Вивальди. «Старикан сочиняет с достойным
удивления неистовством!» — восклицал историк Шарль де Бросс. «Музыка его
сделалась драгоценным средоточием восторга», — писала газета «Палладе
венета». Это можно повторить и сегодня: с неистовством, достойным удивления,
написаны быстрые части Концертов RV 115 и RV 530; может быть, 26 июля они
тоже окажутся «средоточием восторга».
Константин Яковлев — петербургский музыкант, играет на гобое и
фаготе. Учился в Петербурге и за рубежом, в Высшей школе музыке
Франкфурта-на-Майне. Сотрудничает со множеством ансамблей, в том числе The
Pocket Symphony, Barocco concertato, Prattica terza, и другими.
На концерте 26 июля вы услышите оба инструмента, которыми он владеет:
Константин исполнит соло на гобое в первом отделении и партию баса на фаготе
во втором. Гобой, который будет играть в этот вечер, сделан по модели
немецкого мастера Оберлендера, жившего во времена Баха. Вполне возможно, что
один из придворных гобоистов князя Кётенского исполнял Кантату Баха BWV 202
именно на таком инструменте.
Сергей Фильченко — скрипач, альтист, выпускник Петербургской консерватории,
также учился в Амстердаме. Лауреат нескольких международных конкурсов. С
2003 года — солист и концертмейстер оркестра Pratum Integrum.
Дмитрий Лепехов — скрипач, выпускник Московской консерватории
им. П.И.Чайковского, также учился в Мюнхенской консерватории у Марии Утигер
(барочная скрипка). Солист оркестра Pratum Integrum.
В роли Главки
(Керубини, «Медея»)
Лилия Гайсина — солистка Музыкального театра им. Станиславского и
Немировича-Данченко. Здесь ее можно услышать в роли Царевны-Лебедь (в
«Сказке о Царе Салтане»), Олимпии (в «Сказках Гофмана») или Адины (в
«Любовном напитке»). А на концертах, например с ансамблем Bach-consort, она
также поет музыку эпохи барокко и даже более раннюю.
В 2013 году Лилия исполнила главную партию в оратории Генделя «Ацис и
Галатея» с оркестром Pratum Integrum, вокальным ансамблем «Интрада» и
дирижером Петером Нойманом. Ее интерпретация, по словам Игоря Корябина,
стала «главным откровением: прекрасные вокальные данные, удивительная
кантилена, очень естественно, без излишней аффектации звучащие рулады и
фиоритуры» рождали «ощущение удивительной нежности, красоты и первозданной
чистоты образа».
«Что же касается Лилии Гайсиной, то ее интерпретация партии Галатеи в этом
генделевском проекте предстает главным откровением: прекрасные вокальные
данные, удивительная кантилена, очень естественно, без излишней аффектации
звучащие рулады и фиоритуры рождают ощущение удивительной нежности, красоты
и первозданной чистоты образа: нимфа, вначале предстающая наивной и
совершенно беззаботной, в финале, в результате потери любимого, — потрясения
явно не детского — на наших глазах вдруг взрослеет, становится жизненно
мудрой и экстатически просветленной в своей великой скорби».
«Ацис и Галатея» Генделя.
Игорь Корябин, operanews.ru, 16.04.2013.
«Будь я Джеймс Бриджес, герцог Чендосский, для которого была написана
английская версия „Ациса и Галатеи“, я бы Георга нашего Фридриха немедленно
обожествил, хотя бы в рамках поместья Кэннонс (с воздвижением кумирни
где-нибудь в парке), Петеру Нойману — преподнес лавровый венок и бронзовый
бюст на родине героя, „Пратуму“ и „Интраде“ — роскошную вечеринку в
аркадском антураже и симпатичные премии полновесными фунтами стерлингов,
Галатее — мраморную статую в натуральную величину и путёвку в Италию…»
Лариса Кириллина, профессор МГК, доктор искусствоведения
Подпишитесь на рассылку
Запрос обрабатывается. Пожалуйста, подождите…
Pratum Integrum в социальных сетях