Эрнест Ванжура (или Арношт Ванчура; ок. 1750–1802) — композитор чешского происхождения, также был известен как пианист и скрипач. В 1778 году занял пост музыкального руководителя в театре в Шклове (совр. Белоруссия). Театр принадлежал графу Семену Зоричу, который одно время был фаворитом Екатерины II: вероятно, не без ее участия Ванжура был приглашен в Петербург, где получил место придворного музыканта. Также работал в театре при Воспитательном доме в Москве.
В числе сочинений Ванжуры — опера-сказка «Архидеич» на либретто императрицы и Шесть симфоний соч. 1, которые он опубликовал в конце 1790-х годов, незадолго до смерти. Это была первая и едва ли не единственная публикация симфоний в России XVIII века. Три из них написаны на темы народных песен: украинских, русских и польских.
В Русской симфонии песни пронизывают все три части. В начальном Allegro появляется песня «Что во городе было во Казани», которая послужила образцом для более поздней Камаринской. Вторая часть, Adagio cantabile, основана на песне «Как у нашего широкого двора»: композитор, как завороженный, повторяет ее мотив, словно не в силах отвести взгляд от прекрасной мелодии. Рефрен финального рондо — плясовая песня «Земляничка-ягодка», а в эпизодах можно услышать песню «Белолица, круглолица» и мелодию, схожую с песней «За святыми воротами». В конце финала симфонии выписана партия барабана («tambour»), который вместе с тарелками и треугольником нередко использовался для изображения «варварской» музыки.
Подробнее о Ванжуре и Русской симфонии — в статье Павла Сербина.
Проект осуществлен на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства при поддержке Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий».
Оркестр благодарит Музей-усадьбу Архангельское и Элеонору Викторовну Тян лично за возможность провести запись в театре Пьетро Гонзаги.