Антон Фердинанд Тиц (1742–1810) — композитор и скрипач-виртуоз, работавший в Петербурге, при дворе Екатерины II. Его отец, австриец по происхождению, был трубачом и работал в капелле графа Кириллы Григорьевича Разумовского в Батурине, затем в Первом придворном оркестре в Петербурге. Тиц-сын также служил в этом оркестре, был распорядителем придворной камерной музыки и выдающимся виртуозом, на концерты которого съезжался весь город. Якоб Штелин писал об одном из первых его выступлений: «Все ложи и все стулья в партере были забиты слушателями [...] и восхищение его игрой на скрипке и виоль д’амур было столь же всеобщим, как и одобрение, засвидетельствованное часто повторяющимися аплодисментами».
При дворе Тиц основал квартет, выступления которого императрица и ее приближенные слушали на собраниях в Малом Эрмитаже или в царскосельском дворце. Кроме того, он учил играть на скрипке будущего императора Александра I. Современники писали о нем в превосходных тонах, поэты (в их числе — Державин) посвящали ему стихи, полные восхищения и сочувствия: около 1797 года Тиц впал в меланхолию и перестал говорить (по слухам, причиной его загадочной болезни была неразделенная любовь).
До нас дошло множество сочинений Тица, в числе которых — симфонии, скрипичные концерты, камерные ансамбли. Сведения о них с подробным описанием сохранившихся рукописей и изданий вошли в тематический каталог сочинений Тица (ТТК), опубликованный в серии «Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. XVIII век» (ответственный редактор — Наталья Огаркова).
Квартет до мажор
Около 1806 года в Санкт-Петербурге вышли из печати квартеты Тица, посвященные сенатору Алексею Григорьевичу Теплову. Известно, что композитор нередко выступал у него на домашних концертах, и заезжие иностранцы считали за честь попасть на такие вечера. Так, Людвиг Шпор подробно описал в своих воспоминаниях, как упрямо он стремился проникнуть на такой концерт и как затем был обрадован, когда ему удалось не только услышать легендарного скрипача, но и поиграть с ним дуэтом.
Один из наиболее интересных и новаторских в этом опусе — большой Квартет до мажор. Это своеобразный коллаж на темы 19 русских песен, в числе которых есть и «Во саду ли, в огроде», и «Во поле березка стояла». Менуэт, основанный на песнях «Не спасибо игумну тому» и «Через речку черемуха лежала», произвел большое впечатление на музыковеда Федора Львова, который в 1834 году написал о нем следующее:
«Великий Бетговен, поместивший нашу мелодию в одном своем квартете, изломал ее ученостью своею. А покойный Тиц, напевом своим известный в Европе и далеко от Бетговена в искусстве сочинения отстающий, поместив нашу мелодию в одном своем квартетном менуете, украсил свою гостью потому, что он русский и из национального вкуса не вышел».
Подробнее — в статье Павла Сербина, художественного руководителя оркестра Pratum Integrum
Запись сделана на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Оркестр выражает благодарность Музею русского искусства «Усадьба Струйских» за предоставление площадки для проведения видеозаписи.