Антон Фердинанд Тиц (1742–1810) — композитор и скрипач, работавший при дворе Екатерины II. Его отец, австриец по происхождению, был трубачом Первого придворного оркестра в Петербурге. Тиц-младший также получил место в этом оркестре, а затем и должность распорядителя придворной камерной музыки. Кроме того, он запомнился современникам как выдающийся виртуоз, на концерты которого съезжался весь город. Якоб Штелин писал об одном из первых его выступлений: «Все ложи и все стулья в партере были забиты слушателями [...] и восхищение его игрой на скрипке и виоль д’амур было столь же всеобщим, как и одобрение, засвидетельствованное часто повторяющимися аплодисментами».
При дворе Тиц основал квартет, выступления которого императрица и ее приближенные слушали на собраниях в Малом Эрмитаже и в царскосельском дворце. Кроме того, он учил играть на скрипке будущего императора Александра I. Современники писали о нем в превосходных тонах, поэты (в их числе — Державин) посвящали ему стихи, полные восхищения и сочувствия: около 1797 года Тиц впал в меланхолию и перестал говорить (по слухам, причиной его загадочной болезни была неразделенная любовь).
До нас дошло множество сочинений Тица, в числе которых — симфонии, скрипичные концерты, камерные ансамбли. Сведения о них вошли в тематический каталог сочинений Тица (ТТК), опубликованный в серии «Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. XVIII век» (Кн. 6).
Квартет ре минор
В 1780 году в Вене были опубликованы Шесть квартетов Тица, посвященных Дмитрию Михайловичу Голицыну, дипломату, покровителю искусств и меломану. У него на домашних концертах можно было встретить знаменитых артистов (в 80-е годы у Голицына не однажды выступал Моцарт), блеснуть музыкальным талантом и даже получить приглашение в Россию. Возможно, что ранние квартеты Тица впервые были исполнены в венской резиденции князя. Квартет ре минор двухчастен и напоминает так называемые «маленькие квартеты»; такие сочинения писал, например, Боккерини, который называл их quartettini или opera piccola, в отличие от трехчастных «больших квартетов».
По-видимому, ре-минорный Квартет Тица, с драматичным Аллегро и изящным Рондо, с виртуозным соло скрипки и мечтательной темой у виолончели, пользовался успехом: уже в начале XIX века появилась его транскрипция для фортепиано и скрипки.
Подробнее — в статье Павла Сербина, художественного руководителя оркестра Pratum Integrum.
Запись сделана на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, а также при поддержке Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий».
Оркестр выражает благодарность Музею русского искусства «Усадьба Струйских» за предоставление площадки для проведения видеозаписи.