16 марта 2005 года , Московский международный Дом музыки, Камерный зал

"Соперник Бетховена"

концерт произведений

Йозефа Вёльфля

оркестр

Pratum Integrum

Художественный руководитель орекстра
Павел Сербин (барочная виолончель)

Концертмейстер оркестра
Сергей Фильченко (барочная скрипка)

В программе

Йозеф Вёльфль (1773 – 1812)

Квартеты №3 ре мажор

Квартет №2 до мажор

Симфония соль минор op. 40

Симфония до мажор op. 41

***

***

Каких мы знаем композиторов-классиков? «Моцарт, Гайдн, Бетховен», – ответит любой школьник. Но их было больше! В феврале Pratum Integrum исполнил сочинения Антонио Розетти, в марте «игра в классики» была продолжена: прозвучали Квартеты и Симфонии Йозефа Вёльфля.

Йозеф Вёльфль родился в Зальцбурге. Это, конечно, предопределило его особые отношения с семьей Моцартов: Леопольд Моцарт стал одним из его педагогов, по протекции Моцарта-младшего Вёльфль получил возможность работать при дворе графа Огинского в Варшаве, Эмануэль Шиканедер, друг семьи Моцартов, автор либретто «Похищения из сераля» и знаменитой «Волшебной флейты», сотрудничал как либреттист и с Вёльфлем. Неудивительно, что музыка Вёльфля как бы отвечает сочинениям Моцарта. Так, Симфония соль минор (одна из трех сохранившихся симфоний Вёльфля) полна аллюзий на знаменитую Сороковую Моцарта. Аллюзии касаются как отдельных мелодий, так и некоторых идей: например, Вёльфль, как и Моцарт, вводит в Менуэт множество полифонических приемов (хотя обычно Менуэт вовсе не предполагает такой фактуры). Да и опусное обозначение симфонии Вёльфля вряд ли случайно: в списке его сочинений она значится под номером сорок.

Но не с Моцартом сравнивали этого композитора современники; они называли его «соперником Бетховена»: он был прекрасным пианистом и импровизатором, по мнению венской публики в этом искусстве только один Вёльфль был достоин сравнения с Бетховеном. Именно талант импровизатора и пианиста принес Вёльфлю шумный успех: он много гастролировал, был радушно принят в Праге и Дрездене, Лейпциге и Гамбурге, Берлине и Париже (в одном из парижских журналов его даже назвали «самым волнующим пианистом Европы»).

Вёльфль, однако, сочинял не только импровизации и не только для фортепиано. В Вене и Париже приветствовали появление его новых опер, но композитор по непонятным причинам вдруг уехал в Лондон. Об этом переезде рассказывают легенды: одни утверждают, что Вёльфль участвовал в некой неблаговидной авантюре с певцом и известным карточным шулером Элленрайхом, другие – что он работал при дворе императрицы Жозефины, а после ее развода с Наполеоном удалился в Лондон.

Как бы там ни было (убедительных подтверждений нет ни у одной из версий), в Лондоне карьера Вёльфля складывалась менее удачно: его инструментальные произведения пользовались успехом, но получить заказ на оперу ему так и не удалось. Впрочем, неутомимый композитор все равно завоевал Королевский оперный театр – там были поставлены два его балета.

На концерте Pratum Integrum прозвучали два Квартета и две Симфонии Вёльфля. Павел Сербин, предложивший программу, считает, что этот композитор – не только соперник Бетховена и достойный собеседник Моцарта: возможно, не будь его прекрасных Adagio, не появились бы на свет и «божественные длинноты» Шуберта.

Сочинения, которые прозвучали на концерте, выйдут в 2005 году на диске лейбла Caro Mitis.