24-30.11.2005 "Pratum Integrum" на непаханом поле
Год назад оркестр "Pratum Integrum" представил программу под названием "Иллюзии французского барокко". Она имела успех, и теперь оркестр сыграл в Камерном зале Московского международного Дома музыки новую программу под тем же названием. Французское барокко у нас - поле непаханое, однако на Западе количество изданных нот и записей который год растет в геометрической прогрессии, поскольку растут ряды исполнителей на старинных инструментах, способных поднять этот репертуар. Музыканты "Pratum Integrum" - из их числа, но пока что у них лучше получились те произведения, в которых меньше всего собственно французской специфики. Первое отделение открывала увертюра к балету Люлли "Триумф любви" (1681), для удобства оркестра сыгранная в более высоком строе, чем надо бы, и с передачей части альтовых партий скрипкам - так сказать, на итальянский манер. Получилось резковато, жидковато и не очень убедительно. Сюита Ребеля "Сельские увеселения" (1734) прошла лучше, как и сюита из оперы Марена Маре "Альциона" (1706). Жаль, что в нее не вошел один из лучших фрагментов оперы - "Сон", а эффектная "Буря" с раскатами грома и завываниями ветра прозвучала не полностью. В целом исполнение было стилистически корректным, но остро недоставало огня и вдохновения. Вероятно, от неуверенности: особенно отличились в этом смысле гобоисты, с грехом пополам читавшие с листа свои партии. Словом, предстоит еще стричь и стричь этот газон, чтобы Люлли и Маре зазвучали у "Pratum Integrum", как когда-то звучали они на просторах версальского парка. Второе отделение удалось лучше. Музыка выдающихся французских скрипачей середины XVIII века, воспитанных на итальянских образцах, оказалась московскому коллективу гораздо ближе. Квартет-диалог Гиймена (соната для квартета "Галантные беседы") показался бледноватым, главным образом из-за робкого тона скрипача Дмитрия Лепехова. Зато увертюра к пасторальной опере Мондонвиля "Титон и Аврора" и скрипичный концерт Леклера прозвучали увлеченно и виртуозно. Обаяние музыки Леклера в сочетании с обаянием солиста Дмитрия Синьковского сделали свое дело. К тому же увертюра и концерт исполнялись без участия духовых, и струнники дружно шли за своим художественным руководителем Павлом Сербиным, равно мастерски игравшим и на виолончели, и на виоле да гамба. К счастью, московская публика любит барокко. Она горячо приняла "Pratum Integrum", аплодировала после каждой части сонат и концертов и после каждой чаконы или жиги, не дожидаясь конца сюит, а по окончании потребовала бисов. Тут-то оркестр наконец по-настоящему реабилитировался, сыграв каприс и чакону из сюиты Ребеля "Стихии". Анна БУЛЫЧЕВА оригинал статьи на сайте Культура-Портал |