Пресса

1-7.09.2005

Состязание оркестров
Евгения КРИВИЦКАЯ , газета "Культура" №34 (7493)

 

Вначале было кофе - так подогревали безумство храбрых, рискнувших пойти в десять вечера на концерт классической музыки. Идея и впрямь нетривиальная: Камерный оркестр "Kremlin" и его художественный руководитель Миша Рахлевский собираются в течение двух недель провести целую серию "Классика для полуночников", где меломанам (а придут, думаю, настоящие ценители музыки) предложат весьма изысканные художественные блюда. Впрочем, поиск новых форм существования для исполнения академической музыки - насущная необходимость, и предложение "Kremlin" вызвало даже некоторый ажиотаж: в зале, несмотря на поздний вечер, был настоящий аншлаг. Тем более что людям был предложен удобный способ бронирования билетов по телефону и возможность выкупить их прямо перед концертом.

Попутно "Kremlin" взял на себя нелегкую ношу по "раскрутке" Концертного зала РАМ имени Гнесиных, что в Малом Ржевском переулке. Когда-то эта площадка имела солидный статус, и тут не считалось зазорным выступить любому маститому мэтру. Теперь широкая публика редко находит сюда дорогу, да и менеджеры ее не жалуют. А зря, зал вполне пригоден для камерных вечеров, что и показало нынешнее шоу-состязание "Kremlin" с известным Оркестром старинных инструментов "Pratum Integrum" (художественный руководитель Павел Сербин).

Было выбрано два произведения великих немцев - Кончерто гроссо соль минор Генделя и Третий Бранденбургский концерт И.С.Баха. Публике предстояло сравнить аутентичное исполнение на старинных струнных и академическую интерпретацию на современных инструментах. Конечный результат вовсе не предполагал вынесения вердикта и дискуссию на тему "кто лучше?". Скорее, давал пищу для размышлений о тонкостях стиля, о соответствии исполнительских приемов духу и букве партитур.

Перед началом концерта состоялась импровизированная жеребьевка: на сцену поднялась девочка, которую попросили бросить монетку. Жребий начинать выпал "Pratum Integrum".

Отмечу прежде всего стабильное качество игры коллектива. Прошедшие сезоны, когда ребята музицировали с такими столпами аутентичного движения, как С.Кёйкен и Т.Пиннок, дали свои плоды. Ровное насыщенное звучание при точном соблюдении основных приемов барочного исполнительства, идеальная интонация, ажурная отделка и четкая пульсация, сохраняющиеся в любом, самом быстром темпе. Добавим, что оркестр играет без дирижера, так что все моменты, связанные с образной стороной интерпретации, тщательно продуманы и прочувствованы каждым участником коллектива, являющимся, в сущности, полноценным солистом.

После генделевского концерта в духе рококо настал черед "Kremlin", который представил свое понимание этого же опуса. Здесь все другое. По- барочному массивное звучание, неизбежное при большом составе, крупные линии, немножко нарочитая театральность, идущая от дирижера. Рахлевский, кстати, для эффектности концовки переставил местами части концерта, чтобы закончить его стремительным Аллегро, а не галантным Менуэтом, как у Генделя. В принципе, если рассматривать сочинение как сюиту, то такой вариант имеет право на существование, другое дело, что в эпоху Генделя с намерениями автора уже было принято считаться: известно, что сам композитор чуть не выкинул в окошко одну примадонну, которая пыталась добавить в его арию дополнительную колоратуру.

Затем оркестры вновь поменялись местами и прозвучал Третий Бранденбургский концерт для трех скрипок, трех альтов, трех виолончелей и контрабаса с клавесином. И сравнение звучания ансамбля из 11 инструментов у "Pratum Integrum" и дублированного состава "Kremlin" показало, что акустически в последнем случае музыка воспринимается лишь в общих контурах. Стало понятно, почему Игорь Стравинский, который, к слову, в свои дирижерские программы включал именно Третий Бранденбургский концерт, так ратовал за возвращение к "подлинному Баху", иронизируя над современной ему модой играть старинную музыку "вагнеровским составом". Гулкое, мощное, но и одновременно расплывчатое звучание воздействует на слушателя уже одной своей массой, но сохраняет только общий контур музыки. Возникает ощущение, что нам предлагают некий адаптированный вариант, где оставлен сюжет, но убраны все детали. Подчеркну, что данное ощущение возникает не из-за дефектов исполнения - профессиональный уровень "Kremlin" вне подозрений, - но по причинам именно акустического порядка. Думается, что проект оркестра "Kremlin" - наглядно продемонстрировать два подхода к наследию старых мастеров - достиг цели и оказался весьма успешен. Будут и другие программы, в основу которых положен тот же принцип состязания: оркестров, стилей, композиторов, аранжировщиков, старого и нового, академического и джазового искусства. Так что "полуночников" ожидает еще масса интересных вечеров.

Евгения КРИВИЦКАЯ

оригинал статьи на сайте Культура-Портал