22.08.2005 Концерт для полуночника с оркестром 25 августа в Москве пройдет первый концерт цикла "Классика для полуночников". Впервые в России традиционное и аутентичное исполнение одних и тех же произведений будет звучать на одном концерте. В двадцатых числах августа сонное течение летней музыкальной жизни обычно заканчивается. Оркестры репетируют, готовясь открывать сезон, музтеатры собирают труппу из отпусков, а в афишах появляются концертные события, которые могут претендовать на звание украшения сезона. Цикл концертов "Классика для полуночников", который проводит со своим оркестром Kremlin дирижер Миша Рахлевский, вроде бы на многое не претендует. Вместо почтенных филармонических семи вечера концерты начинаются в десять, а проходят они не на "элитных" площадках консерватории и Дома музыки, а в уютном концертном зале Академии имени Гнесиных. Но уже первый концерт цикла выглядит очень многозначительно. Исполнять будут два произведения -- Третий Бранденбургский концерт Баха и соль-минорный концерт (Concerti grossi, op. 6) Генделя. Дважды. Один раз -- хозяева мероприятия, музыканты Kremlin, а второй -- мастера отечественного аутентизма из оркестра Павла Сербина Pratum Integrum. Подобных концертов у нас еще не было никогда. Не то чтобы у нас не играли Бранденбургских концертов -- играют. Нельзя сказать, что забывают "Кончерти гросси" Генделя,-- не забывают. Хоть и нечасто, но эти два вполне хрестоматийных шедевра в Москве все-таки можно услышать в концертах. Если совсем повезет, то какой-нибудь из них можно услышать даже в аутентичном исполнении. А большинство исполнений (четыре-пять за сезон) будут более компромиссными, привычными. Чаще всего это звучит так, как если бы и Бах, и Гендель жили где-то на сто лет позже. На самом деле между "традиционным" взглядом на музыку XVIII века и "аутентичным" существует отнюдь не игрушечная разница. Приверженцев того и другого лагеря разделяет, конечно, не возраст скрипок и не форма смычков, а более глубокие несогласия по множеству вопросов, имеющих отношение к музыке и музицированию. Демонстрировать свои разногласия в рамках одного и того же концерта обе школы пока не решались. Не говоря уже о том, чтобы по-дружески устроить из самого несходства что-то вроде шоу. А теперь именно этой непохожестью слушателям и предстоит наслаждаться. Понятно, что спор между "исторически информированными" исполнителями и мейнстримом исполнительского искусства, из которого родилась идея этого концерта, не может закончиться полной победой тех или других. Никто сейчас не сможет, несмотря на всю ученость, культивируемую в среде аутентистов, точно знать, как звучала эта музыка во времена ее творцов. Но это тот случай, когда интереснее всего строить предположения и слушать аргументы спорящих. Сергей ХОДНЕВ оригинал статьи на сайте Коммерсантъ-Власть |