Пресса

19.08.2005

Ночное состязание мейстерзингеров
Совместный концерт Kremlin и Pratum Integrum
Сергей Ходнев, Коммерсантъ-Weekend, № 154

 

Полуночникам в Москве раздолье, конечно. Найдется немало европейских столиц, которые выглядят сонным царством уже тогда, когда на главных московских улицах только-только самое оживление и начинается. В самое несусветное время можно преспокойно поесть, попить, посмотреть кино, купить книжку и много чего еще – но академическая музыкальная жизнь в нашем городе, который никогда не спит, устроена с той же чинностью, что и в Вене: все начинается в семь часов вечера. Ну или в семь тридцать, если дирижер опоздает. Все, кому особенности рабочего дня или еще какие обстоятельства не позволяют к этому времени оказаться на пороге концертного зала, от столь благородного времяпрепровождения отлучены. Совсем. Точнее, теперь уже не совсем. Дирижер Миша Рахлевский, возглавляющий камерный оркестр Kremlin, уже в прошлом году ввел остроумно придуманный концертный формат "Классика для полуночников". Красивая идея тем не менее других экспериментаторов пока не нашла, и Kremlin сейчас остается единственной опцией для любителей академической музыки, ведущих ночной образ жизни. Нынешний цикл "Классики для полуночников", который начнется 25 августа концертом в Гнесинской академии, обещает быть весьма любопытным даже без оглядки на свой "полуночный" статус. Причем особое внимание стоит обратить как раз на этот самый первый концерт – поскольку происходить на нем будет нечто, во-первых, совершенно беспрецедентное, а во-вторых – просто-напросто очень интересное. Дело в том, что наряду с Kremlin в этот (поздний) вечер будет выступать оркестр Pratum Integrum. Мысль предоставить сцену камерному оркестру "традиционного" академического склада и оркестру старинных инструментов, играющему в аутентичной манере, уже обращает на себя внимание – тем более что и представители "традиционалистов" в данном случае вполне стоящие, и за "аутентистов" представительствует прекрасная и харизматичная команда. Но все обстоит еще более захватывающим образом, потому что это будет не столько совместный концерт, сколько своего рода состязание: и те и другие будут играть одни и те же произведения – поочередно. Получившееся "состязание мейстерзингеров" на самом деле смотрится даже куда более значительным культурным событием, чем просто изящно придуманный концерт. Изящно придуманных концертов не то чтобы много, но они есть. А вот показать, до какой степени по-разному может звучать музыка XVIII века (на старинных инструментах – и на современных, в общепринятой стилистике – и в барочной) – такого не устраивал еще никто. Ну и еще один бонус. Благодаря такой композиции концерта можно будет два раза услышать знаменитый Бранденбургский концерт #3 Баха и соль-минорный концерт Генделя (из цикла Concerti grossi op. 6) – одно из самых прекрасных оркестровых произведений великого саксонца: именно они и прозвучат в интерпретации музыкантов сначала Pratum Integrum, а потом Kremlin. От такого сочетания произведений и интерпретаций, по идее, в сон не должно клонить ни в коем разе – но для людей, неуверенных в своих способностях полуночников, устроители обещают припасти и кофе поблагородней.

Сергей ХОДНЕВ

оригинал статьи на сайте Коммерсантъ-Weekend