Пресса

июнь 2005

ПРЕВЫШЕ ВСЕХ ХВАЛЕНИЙ
Анастасия ЛЯМИНА, "Нижегородские новости"

Московский оркестр "Pratum Integrum" выступил с концертом старинной музыки в Старом актовом зале ННГУ им. Н.И. Лобачевского. "Pratum Integrum" представил программу "Телеман в мажоре и миноре", а известный телеведущий Артем Варгафтик представил "Pratum Integrum".

Впрочем, оркестр в представлениях не нуждался: стоило прикоснуться смычкам к старинным скрипкам, стоило губам коснуться флейт - и оживало время, и приходила Музыка. Слушатели, которым выпало счастье присутствовать на этом событии, словно окунулись в атмосферу XVIII века, когда жил и творил немецкий композитор Георг Филипп Телеман. Именно об этом композиторе написал его современник, теоретик музыки Иоганн Маттезон:

Люлли достоин славы,
Корелли - лестных мнений,
Один лишь Телеман
Превыше всех хвалений.

Варгафтику удалось очень живо описать атмосферу жизни Телемана - одного из самых талантливых и удачливых композиторов своего времени. Удивительное звучание его музыки подкупало слушателей во все времена - и в XVIII веке его с радостью принимали везде и с неохотой отпускали, и в XXI веке, погружаясь в мир изящных гавотов, менуэтов, бурных фурий, виол, клавесинов и деревянных флейт, - не хочется возвращаться в современность: этот мир так чист и безмятежен! Казалось, что находишься не в современном зале обители просвещения, а в великолепном дворце знатного вельможи.

"Pratum Integrum" в переводе с латыни означает "некошеный луг" или, как вольно интерпретировал Артем Варгафтик, "непочатый край". Такое название оркестр выбрал для себя не случайно: в его репертуаре чаще всего оказываются те сочинения старинных авторов, которые считались утраченными, не исполнялись, а следовательно, не жили вот уже несколько столетий. Обращаясь к ним, оркестр дает им новую жизнь, причем не только самим исполнением забытых партитур, но своим отношением к ним: видели бы вы, с какой любовью и увлечением они играют эту музыку! "Pratum Integrum" - приверженцы аутентичного направления исполнительства, то есть играют строго на аутентичных, старинных инструментах, в старинной же манере. Но при этом рождается редкий эффект совмещения времен - присутствия в мире сегодняшнем дня вчерашнего, "осовременивания" исторического бытия. И этот процесс рождал чувство очищения, катарсиса, экстаза - собственно, те самые чувства, которые еще со времен древних греков призвана была вызывать Музыка.

Анастасия ЛЯМИНА

оригинал статьи на сайте НИС-РЕВЮ