14.06.2005 "Пейзажи" 18 века 9 июня 2005 года. Большая Покровская. Актовый зал ННГУ им. Н. И. Лобачевского. На сцене оркестр "Pratum Integrum", что в переводе с латинского означает "некошенный луг". Ведущий концерта Артем Варгафтик (программа "Партитуры не горят", канал "Культура") несколько переиначил, назвав коллектив "Непочатым краем". И это справедливо. Дело в том, что "Pratum Integrum" играет старинную музыку, причем такую, которая пока неизвестна широкому кругу слушателей. В Нижний Новгород оркестр привез программу "Телеман в мажоре и миноре". Георг Филипп Телеман был одним из самых плодовитых композиторов в истории музыки. Однако из этого огромного наследия известна очень малая часть его наследия. "Некошенный луг" исполнил два премьерных произведения: "Оркестровую сюиту ля минор для двух гобоев,фагота и бассо континуо" и "Оркестровую сюиту си-бемоль мажор". Кроме этого были исполнены Concerto grosso соль мажор для двух скрипок, струнных и бассо континуо, "Парижский квартет" соль минор для флейты, скрипок, виолы да гамба и бассо континуо и два концерта ми минор. Прочитав эти длинные названия, вы, скорее всего, облегченно вздохнете: "Хорошо, что меня там не было. Ни одного понятного слова". Это вы зря. Как любит повторять в своих телепрограммах А. Варгафтик, "последнее слово всегда остается за музыкой!" А музыка в этот вечер была роскошна. Напрасно противники аутентичной (т.е. исполненной в авторской редакции и на инструментах той эпохи, в которую творил композитор)манеры исполнения старинной музыки обвиняют ее в неяркости и невыразительности звучания. Спешу их огорчить: и с тем, и с другим все было в порядке. Именно подлинные инструменты, исполнительские ремерки самого композитора и использование приемов игры, характерных для того времени (18 век) помогли раскрыть все богатство и оригинальность этих сочинений. В наши дни это сравнимо с тем, что вы вдруг заявитесь в ночной клуб в бальном платье или смокинге. Смешно? Согласитесь, неуместно. Вот и играть старинную музыку на современных инструментах тоже неуместно. Она просто потеряет свой неповторимый колорит. К сожалению, окунуться в атмосферу 18 века пришли, в основном, люди, близкие к музыкальным кругам. А ведь эта музыка понятна абсолютна всем. Гармония сочинений Телемана насыщена созвучиями, которые сейчас на каждом шагу можно услышать в поп-"нетленках". Вы, конечно, спросите: "Какая тогда разница, что слушать?" Ответ лежит на поверхности. На тот момент развития музыкального искусства (напомню: 18 век) эти гармонии были закономерны. А в наш 21 век... В общем, думайте сами. Но диски оркестра "Pratum Integrum" можно найти в музыкальных магазинах. Поверьте, эта музыка заслуживает внимания. Екатерина Гудкова оригинал статьи на сайте "ЗВУК ВОКРУГ" |