Пресса

19.01.2005

Ясно, как простая гамба
Инструмент Виланда Кейкена не назовешь старинным
Петр Поспелов, Ведомости, №7 (1288)

Серия совместных выступлений московского оркестра Pratum Integrum с мастерами европейского исторического исполнительства продолжилась концертами, в которых принял участие видный музыкант из Бельгии — Виланд Кейкен. Барочная музыка для виолы да гамба в его исполнении вовсе не звучала ожившим трактатом.

Еще недавно визиты первопроходцев аутентичного движения в Россию были в диковинку. Теперь усилиями энтузиастов из обеих столиц они превратились в регулярную практику. Каждую осень первые лица мирового аутентизма появляются на фестивале Earlymusic, ставшем теперь достоянием не только Петербурга, но и других городов. А оркестр Pratum Integrum ввел выступления славных гостей в очертания абонемента, концерты которого проходят в камерном зале Дома музыки и в Школе драматического искусства на Сретенке.

Второй из этих залов по акустике и атмосфере особо хорош для старинной музыки. Залу на Сретенке под стать разве что Театр Гонзага в Архангельском, где уже дважды нам приходилось слышать прекрасного гамбиста Паоло Пандольфо. Этот музыкант рассказывал элегическую историю о прекрасном инструменте под названием виола да гамба, чья удивительная жизнь осталась далеко в прошлом. В отличие от коллеги нынешний гость — Виланд Кейкен живет со своим инструментом так, словно столетий и не существовало. В его руках этот семиструнный предок виолончели со слабым, но трепетным звучанием живет сегодняшней жизнью, которая кажется органичной и естественной.

Хотя Виланд Кейкен, как и другие пионеры аутентизма, немало времени посвятил изучению старинных трактатов, содержащих описание исполнительских приемов, в его игре чувствуется не бремя знаний, а художественная свобода. Исполняя сольные произведения знаменитых гамбистов XVI и XVII вв., он словно размышляет и разговаривает сам с собой, и его речь льется легко и внятно — через препоны метра и тактовых черт. Но именно эта ясность рассказа и убеждает нас в том, что Диего Ортис, Огюстен Сент-Коломб, Иоганнес Шенк и даже Марен Маре не были великими композиторами, а всего лишь гамбистами, писавшими для своего инструмента. Их музыка часто предсказуема и лишена интриги. Другое дело — Георг Филипп Телеман, умеющий развивать свою мысль так увлекательно, что угадать ее заранее невозможно. В композициях Телемана Виланд Кейкен объединился с солистами оркестра Pratum Integrum. Опыт увенчался успехом: давно не приходилось слышать такого одновременно цельного и внутренне дифференцированного звукового потока, как в соль-мажорном квартете Телемана, где вторую гамбу играл Павел Сербин, флейту — Ольга Ивушейкова, а континуо — Ольга Мартынова.

Опыты вскоре продолжатся, причем на совсем редком материале: 11 февраля в Доме музыки Pratum Integrum будет играть “богемского мятежника” конца XVIII в. — Антонио Розетти, а солисткой на этот раз выступит молодая дама из Нидерландов Хелен Макдугал, играющая на натуральной валторне.

Петр Поспелов

оригинал статьи на сайте Ведомостей