Пресса

14.01.2005

Музыкальный детектив
Сергей Ходнев, "Коммерсантъ-Weekend" №4(3088)

Оркестр Pratum Integrum уже миновал ту пору, когда, чтобы рекомендовать кому-либо сходить на концерт этих музыкантов, надо было долго пояснять: "Это такие аутентисты, играют на исторических инструментах, ученики Алексея Любимова, замечательно исполняют доселе неизведанный российский XVIII век – Бортнянский, Березовский, Тиц". За полтора года своего существования в нынешнем составе оркестр, руководимый виолончелистом Павлом Сербиным, окреп и как-то заматерел, ничуть не теряя свежести того впечатления, которое производят его концерты. Наоборот. К доминировавшим с самого начала артистической лихости (заставившей совершенно по-новому взглянуть на XVIII столетие) и трепетности искренних энтузиастов прибавилась еще спокойная, веская и располагающая уверенность. А к амплуа серьезных исследователей, эдаких архивистов на концертной эстраде (усилиями Павла Сербина, среди прочего, обнаружена полная партитура "Креонта" Дмитрия Бортнянского),– тонкое умение не только отлично исполнять музыку, но и отлично ее сервировать.
Из последних концертов "Некошеного луга" (точнее "нетронутого", "заповедного" – так "pratum integrum" переводится с латыни) каждый с концептуальной и композиционной точки зрения сделан неожиданно ловко и емко; что ни программа – то эрудитская игра аллюзий, поданная в то же время без тени снобизма, и доступно, и просто, и эффектно. Для широкой публики – что-то вроде интеллектуально-исторического детектива. Высшей пробы, разумеется. Для придирчивого connoisseur – долгожданный случай отметить, что мы наконец-то наверстываем упущенное там, где мы долго и безнадежно отставали от остального мира: в исторически-информированном исполнительстве. Или попросту HIP (от "historically informed performance"), как энергично выражаются в англоязычных странах. Безусловно, одним из важнейших обстоятельств тут стало весьма лестное сотрудничество Pratum Integrum с западными звездами аутентизма. Пускай в мировое турне с собой их пока никто не приглашает, однако же в Москве выступающими вместе с ними мы видели, например, легендарного английского клавесиниста Тревора Пиннока, ведущих музыкантов из оркестра Филиппа Херрвега, а также не менее легендарного бельгийского скрипача и дирижера Сигизвальда Кейкена. Теперь Pratum Integrum предлагает продолжить знакомиться с семейством Кейкен, фамилия которых десятилетиями была синонимом северо-европейского аутентистского мастерства. Помимо скрипача Сигизвальда и флейтиста Бартольда в троице братьев Кейкен есть еще один прославленный музыкант – Виланд, играющий на виоле да гамба. Виланд и выступит с Pratum Integrum дважды – сначала 15 января в Камерном зале Дома музыки, потом на следующий день в театре Анатолия Васильева на Сретенке, причем Павел Сербин оба вечера тоже будет выступать в качестве гамбиста. Думаю, что тут многие уже догадались, какие аллюзии и ассоциации пущены в ход на этот раз. Буквально на поверхности лежит эдакая гиперссылка на "Все утра мира" – экранизацию одноименного романа Паскаля Киньяра с Жераром Депардье в одной из главных ролей. Этот фильм повествует о взаимоотношениях двух знаменитых французских гамбистов и композиторов времен Людовика XIV – Огюстена де Сент-Коломба и его ученика (и неудавшегося зятя) Марена Маре. Действительно, и Сент-Коломбу, и Маре найдется достойное место: концерт 16 января завершится сюитой Марена Маре для двух виол да гамба в исполнении Виланда Кейкена и Павла Сербина. А в первом отделении того же концерта Виланд Кейкен исполнит соло Прелюдию и Чакону ре-минор Сент-Коломба (наряду с еще более редкостными произведениями Диего Ортиса и Иоганнеса Шенка). Однако по-хорошему, безусловно, стоит сходить и на предыдущий концерт, чтобы тем увереннее оценить сотрудничество бельгийского гамбиста с нашими оркестрантами на несколько более известном, но ничуть не менее ответственном музыкальном материале – Бах, Телеман, Куперен. ММДМ, 15 января (19.00); "Школа драматического искусства", 16 января (19.00)


Сергей Ходнев

оригинал статьи на сайте КоммерсантЪ