Пресса

22.12.2004

Продолжая традицию Баха, уморившего до смерти трубача, в Москве выступит молодой и аутентичный камерный оркестр Pratum Integrum вместе с бельгийским ансамблем Il Gardellino.

В среднестатистическом городе должен быть весь набор людей, заведений, производств и организаций: мэрия, продуктовый магазин, полицейский участок, консерватория и городской сумасшедший. Любой, кто играл в «Цивилизацию» или «Симсити», это подтвердит.

В той части города, которая примыкает к консерватории, все устроено примерно так же. В нем должны быть оперные театры, большие и маленькие, большие оркестры, маленькие оркестры, камерные оркестры, конкурирующие школы исполнителей и зрительские клаки, а также аутентичники, исполнители старинной музыки на старинных инструментах.

Последние выполняют несколько маргинальную роль, впрочем, по-другому и быть не может – больно уж дикая у них задача.

Сначала им нужно найти «аутентичные инструменты» – или старинные скрипки и виолончели 18 века и ранее, или их современные копии. Здесь нужно заметить одну очень важную вещь. Музыкальные инструменты многие десятилетия развивались вполне линейно – от худшего к лучшему. Их конструкция совершенствовалась, улучшался, пользуясь современным термином, пользовательский интерфейс, инструменты дольше и лучше держат строй и звук у них более полный, объемный и очевидно более красивый.

Но это же неинтересно! Ведь наши любимые великие композиторы 17 и 18 века писали для совсем других инструментов – они были менее совершенны технически, система натяжения струн у них была такой, что их приходилось подстраивать несколько раз за время концерта. Трубу можно было использовать только совсем чуть-чуть – на ней было невероятно трудно играть, и, по легенде, великий Бах повинен в смерти одного трубача: композитор написал ему слишком сложную партию и тот умер на сцене от апоплексического удара. Эта история уже по крайней мере полвека не дает покоя современным музыкантам. Кроме всего прочего, композиторы барокко записывали свои произведения весьма приблизительно, оставляя большой простор для импровизации и давая минимум инструкций, так что манеру исполнения, штрихи и тонкости приходится додумывать на ходу. Вообще, вся эта история в изрядной степени заключается в додумывании на ходу.

Так вот в Москве появился около года назад совершенно неожиданно коллектив таких додумывателей, очень умных и удачливых.

Называются они Pratum Integrum, что значит «Некошеный луг» – то ли тонкая аллегория, то ли просто громкое слово. Все участники этого коллектива во главе с виолончелистом Павлом Сербиным в разное время играли в Ансамбле старинной музыки при Московской консерватории, а потом как-то собрались, сыгрались и предались своему аутентистскому занятию.

Главное аутентистское занятие выглядит так: надо найти неизвестного композитора, сыграть его, издать и объявить гением. Pratum Integrum сделали это с Антоном Фердинандом Тицем, забытым придворным композитором Екатерины Великой. Это безусловно очень интересная и увлекательная штука, удобная для пресс-поддержки. История, правда, обычно бывает справедлива, и по-настоящему хороших композиторов забывает крайне редко. Кроме того, Pratum Integrum записывают Березовского и Бортнянского, современников Моцарта, учившихся в Италии и писавших потрясающую церковную, довольно интересную светскую музыку и рано и трагически умерших.

Не покладая рук давая концерты и записывая пластинки, а пределы традиционного ареала «аутентичников» коллектив не выходит, играя в камерных залах и усадьбах. При этом музыканты периодически выступают с очень известными в этой среде коллегами, в июне, к примеру, играли Генделя с клавесинистом Тревором Пинником (последний высоко оценил их подготовку).

И теперь вот они проводят очень изящный рождественский концерт – правда, во время поста и как минимум за три дня, если не за две недели до праздника. Концерт этот, как и полагается барочному празднику, будет тоже полон аллегорий и громких слов. Называется он «Щегленок, Циклопы и Галиматья».

Щегленок – Il Gardellino. Так называется концерт Вивальди для траверс-флейты (то есть поперечной, почти такой же, как те, на которых играют в современных оркестрах), гобоя, скрипки, виолончели и бассо континуо.

Так же называется бельгийский ансамбль, который выступит вместе с Pratum Integrum. Некоторых музыкантов этого ансамбля мы уже видели на «Страстях по Матфею», когда к нам приезжал Collegium Vokale Gent. Эти люди работали у одного из лучших европейских дирижеров, который уделяет такое внимание штрихам и оттенкам, что прямо даже страшно. Pratum Integrum, впрочем, не будет на их фоне смотреться бледно – они тонкую работу тоже любят.

А Циклопы и Галиматья – это части сюиты Телемана, которая тоже будет исполнена на этом концерте. Телеман был современником Баха, коммерчески успешным музыкантом и большим шутником. Музыку он писал очень сюжетную и театральную, веселую и изящную, одним словом – галиматью.

Несмотря на все эти отрадные факторы, к концерту надо отнестись очень осторожно. Пройдет он в театре Школа драматического искусства на Сретенке, в здании с немыслимым количеством залов. Один из них считается лучшим в городе – там какая-то невероятная акустика. Внимание! Добились ее совершенно запрешенными приемами! Под полом там установлены пустые глиняные горшки. Если вдруг, не дай бог, вам что-то не понравится и вы решите уйти в середине представления, об этом узнает вся публика, все музыканты, администраторы и случайные зеваки на улице.

Семен Кваша

оригинал статьи на сайте Газета.RU