|
Пресса 21.10.2004
Оркестр распространяет
безумие
"Pratum Integrum" сыграл музыку Антона Тица
Сергей Ходнев, "Коммерсантъ" №197
Московский оркестр "Pratum Integrum"
дважды исполнил (сначала в Доме музыки, затем в театре "Школа
драматического искусства") программу "Безумный Тиц",
составленную из музыки Антона Фердинанда Тица - немецкого музыканта,
работавшего в России в конце XVIII века. Рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.
В принципе рецепт, использованный оркестром и его руководителем,
виолончелистом Павлом Сербиным, давно уже известен. Берется какая-либо
из популярных ныне эпох музыкальной литературы (поздний Ренессанс
или ранний классицизм, к примеру), и в ней отыскиваются произведения
забытого композитора, в силу обстоятельств ставшего малоизвестным.
Это, конечно, вовсе не пустяковая задача, но, с другой стороны,
определенная притягательность такому начинанию обеспечена. Старинная
музыка вполне способна, как выяснилось, привлекать широкую публику.
С практикой аутентичного исполнительства та же история; во всяком
случае после концертов "Pratum Integrum" и малоискушенные
люди увлеченно повторяют: "Как интересно, как непривычно,
совсем другой звук, совсем другое настроение". А если при
этом о презентуемом композиторе можно рассказать что-то любопытное,
помимо стандартного "сейчас незаслуженно забыт, но в свое
время был знаменитостью", то притягательность, понятное дело,
заметно увеличивается.
Расчет оказался верным: оба концерта получили хотя и не аншлаг,
но вполне заинтересованную и благожелательную публику, а недавно
выпущенный оркестром альбом тицевской музыки нашел основательный
спрос. Даже если оставить в стороне достоинства музыки Тица и
ее исполнителей, сама фигура композитора, что ни говори, не может
не провоцировать интерес. Во-первых, безумный - об этом настойчиво
напоминало название мероприятия. На самом деле относительно безумия
Тица могут быть известные сомнения. Оно проявлялось в том, что
музыкант перестал разговаривать, не оставляя притом весьма продуктивной
и здравой деятельности - и исполнительской, и композиторской.
Очень возможно, что "черная меланхолия" Тица, якобы
вызванная несчастной влюбленностью, была только биографической
легендой, с энтузиазмом воспринятой его младшими современниками.
Как-никак в моду уверенно входил сентиментализм; большим поклонником
музыки Тица был стихотворец Иван Дмитриев, известный наивной слезливостью
своей поэтики. Тиц, между прочим, положил на музыку стихотворение
Дмитриева "Стонет сизый голубочек", превратив его в
романс, популярный даже тогда, когда о самом композиторе уже никто
не помнил.
Хотя в действительности было что помнить помимо чувствительных
историй. В молодости состоявший скрипачом в нюрнбергском соборе
Святого Себальда, Тиц был взят в оркестр Венской оперы по протекции
самого Глюка. Через десять лет, в начале 1770-х, он прибыл ко
двору Екатерины II, где с тех пор занимал должность камер-музыканта.
Придворная аристократия им увлекалась; императрица назначила его
учителем музыки великого князя Александра Павловича (будущего
Александра I), и Тиц часто музицировал в покоях "северной
Семирамиды" вместе с царицыным фаворитом Платоном Зубовым
и своим августейшим учеником. Одна из главных заслуг Тица состояла
в том, что он привил в Петербурге любовь и вкус к камерной музыке.
Если принимать во внимание, что "Pratum Integrum" -
оркестр молодой как по среднему возрасту музыкантов, так и по
исполнительскому стажу, его игра вызывает изумление. Ранее концерты
коллектива по большей части демонстрировали превосходные стати
оркестра в целом; теперь же львиную долю программы составляли
именно камерные произведения (два квинтета, квартет и дуэт для
скрипки и виолончели). И всюду - отличное качество ансамбля, уверенная
сыгранность, разборчивая аккуратность в передаче мелодических
мыслей композитора и лазерно-точная фразировка. Но не только.
Помимо этих отрадных для любого музыканта достоинств, у "Pratum
Integrum" есть достоинства и более специальные - тонкое чувство
стилистики, сознательная демонстрация аутентичной компоненты своего
исполнительства. Здесь, впрочем, обходится без навязчивой интеллектуальности
и сухости, и это важно. Одна из наиболее радующих слушателя заслуг
оркестра - в наглядном опровержении стереотипов относительно музыки
последней четверти XVIII века. У нас довольно популярно привившееся,
по крайней мере с Серебряного века, представление о ней как о
чем-то обаятельно-мелочном, необязательно-красивом, "сомовском".
Дескать, Гайдн и Моцарт особняком, а все остальное - игриво-небрежное,
поверхностное, эфемерное. У "Pratum Integrum" музыка
"безумного Тица" выходила какой угодно - грациозной,
ясной, пластичной, но только не поверхностной и механистичной.
Сергей Ходнев
оригинал статьи на сайте "Коммерсанта"
|