 |
Пресса 16.05.2004
Дискография: Светская музыка Максима Березовского
Наталья Соловьева, Российская музыкальная газета № 44
Впервые записаны две оперные арии и инструментальные сочинения
гениального автора хорового концерта "Не отвержи мене во
время старости…" Озвучены, наконец, рукописи Максима Березовского,
хранящие в зарубежных архивах. Таким образом открылись новые страницы
в творчестве композитора, чья значимость традиционно определялась
прежде всего вкладом в духовную музыку. Все это оказалось возможным
благодаря творческой инициативе оркестра "Pratum integrum"
и его художественного руководителя Павла Сербина. Соответствуя
названию ("Pratum integrum" в переводе с латинского
означает "Некошенный луг"), коллектив исполняет неизвестные
произведения эпохи барокко и классицизма, возрождает забытое наследие
отечественных и иностранных композиторов, работавших в России
на рубеже XVIII - XIX столетий. "Pratum integrum" объединяет
солистов различных камерных ансамблей, выпускников и аспирантов
Московской консерватории, преподавателей музыкальных вузов Москвы,
играющих на оригинальных исторических инструментах. Компакт-диск
"Maxim Berezovsky. Secular Music", о котором идет речь,
появился в результате сотрудничества с компанией "Музыка
массам" по изданию монографических альбомов композиторов
XVIII века (серия "Caro Mitis", CM 0022003). На нем
частично представлены сочинения, написанные Березовским в пору
его пребывания в Италии.
Величественной заставкой компакт-диска является трехчастная Симфония
до мажор (1770 - 1773), о существовании которой стало известно
только в 1998 году. Возможно, это вступление к опере "Демофонт",
созданной Березовским в 1773 году для зимнего карнавала в Ливорно
(вероятно, этим объясняется следование частей без перерывов).
Создатели компакт-диска назвали произведение "первой русской
симфонией", подчеркивая историческую роль Березовского в
развитии отечественной инструментальной музыки. Безоговорочно
к опер "Демофонт" относятся два следующих номера: проникновенные
арии Тиманта из второго и третьего действий (текст Пьетро Метастазио,
солистка Галина Кныш).
В исполнении Ольги Мартыновой звучат три Сонаты для клавесина
(до мажор, си-бемоль мажор, фа мажор), обнаруженные не так давно
в Кракове - предположительно раннего периода творчества Березовского.
В том же образном строе выдержана Соната для скрипки и чембало
до мажор (1772), рукопись которой найдена в Национальной библиотеке
Франции. В этом ансамбле под аккомпанемент Ольги Мартыновой солирует
Сергей Фильченко.
Замыкает альбом знаменитый концерт "Не отвержи мене во время
старости" (до 1769) в переложении для струнного квартета
П. Сербина. Признаться, привыкнув к многокрасочной хоровой партитуре
Березовского, неоднозначно воспринимаешь ее инструментальную версию.
С ней, однако, можно согласиться, если вспомнить, что в XVIII
веке были приняты переложения для духовных хоровых произведений
для концертного исполнения - на "роговой оркестр" и
на "квартет".
В целом же нельзя не оценить серьезного и даже любовного отношения
коллектива "Pratum integrum" к своим записям. Всяческих
похвал заслуживает красочно оформленный буклет со старинными иллюстрациями,
представленными Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина,
с обстоятельным комментарием, выполненным сотрудником Музея М.П.
Пряшниковой и переведенным на английский и итальянский языки.
Как нам стало известно, "Pratum integrum" подготовил
еще один компакт-диск, на этот раз посвященный Д. Бортнянскому.
Пожелаем музыкантам удачи в осуществлении новых творческих замыслов.
Наталья Соловьева
|