Пресса

8.04.2004
Гармонии бури и натиска (отрывок)
Ирина Муравьева, "Россiя" №685


Маэстро Александр Рудин уже в пятый раз проводит в Третьяковской галерее, во Врубелевском зале, Международный фестиваль камерной музыки, успевший стать одним из самых интригующих и увлекательных в концертной жизни Москвы. Даже рядовой посетитель музея, случайно оказавшийся на фестивальном концерте, вряд ли забудет эту утонченную атмосферу собраний, декорированную шедеврами живописного модерна, а также высококлассное качество звучащей здесь музыки.
Каждый год Рудин задает новую тему своему фестивалю. Прошлый был посвящен музыке начала ХХ века, а нынешний окунулся в далекий ХVIII, в бурное и страстное время музыкального сентиментализма. В то самое время, когда великий Бах еще творил, а сыновья его уже выросли и обратились к другим кумирам. Условно говоря, старший Бах всю жизнь смотрел на Бога, а младшие решили заглянуть в бездны человеческой души. Эти страсти и переживания молодых людей воплощены ими в музыке "бури и натиска".
В девяти концертных программах была представлена целая панорама этой редко исполняемой или совсем неизвестной современным слушателям музыки. Акцент был сделан на аутентичное исполнение, то есть на воспроизведение подлинного звучания на инструментах той эпохи. На фестивале выступили ведущие коллективы этого направления: камерные ансамбли - Telemann Consort, Pratum Integrum, "Солисты Екатерины Великой", ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин", пианист Алексей Любимов, один из лучших флейтистов Европы Андраш Адориан, виолончелист из Бельгии Руль Дильтинс. Выступил, конечно же, и оркестр Рудина Musica Viva, уже многие годы занимающийся поиском раритетных партитур.
…..
В концертах впервые прозвучала также никому не известная музыка австрийца Антона Фердинанда Тица, сочиненная им в России и представленная на фестивале в двух исполнительских вариантах - ансамблем Pratum Integrum на аутентичных барочных инструментах и в современной инструментальной версии санкт-петербургским коллективом "Солисты Екатерины Великой". Ансамбль Telemann Consort исполнил на старинных инструментах концертные сочинения Филиппа Эммануила Баха и немецкого флейтиста Иоганна Кванца. Легчайшие, подобно живописным мазкам Моне, звуки барочных скрипок и флейт, сливавшиеся в нежные созвучия с виолончелью, бурлящая страстями партия клавесина наглядно передавали ту бурю чувств, которая бушевала когда-то в XVIII веке, а сегодня, в ХХI, умиляла своей гармоничностью и уравновешенностью.

Ирина Муравьева, "Россiя" №685

оригинал статьи на сайте "Россiя"