Пресса

16.06.2004
Поставка пророков в отечество
Барочные музыканты успешнее других осваивают европейский опыт
Петр Поспелов, "Ведомости", №102 (1142)

Молодой московский оркестр Pratum Integrum стремительно выходит в лидеры на поприще аутентичного исполнительства старинной музыки. Свой сезон музыканты завершили совместным выступлением с британским дирижером и клавесинистом Тревором Пинноком, чье имя прекрасно известно каждому любителю музыки барокко.
Об оркестре Pratum Integrum меломаны впервые услышали не более года назад. Молодые музыканты под руководством виолончелиста Павла Сербина собрались в сплоченный коллектив и, что не менее, важно, обрели поддержку частных меценатов (компания "Музыка массам"). Образование московского оркестра стало достойным ответом Петербургу, где аналогичный Оркестр Екатерины Великой уже стал фигурантом мировой аутентичной сцены. Москвичи стали разыскивать, реконструировать и осваивать малоизвестный русский репертуар XVIII в. - композиторов Березовского и Бортнянского; два диска с музыкой этих композиторов свидетельствуют о немалых успехах в этой области. Но не только в этой - наряду с ранним классицизмом Pratum Integrum вторгается и в более изведанные земли европейского барокко, и здесь наука старших коллег из Европы оказывается нелишней.
В этом сезоне с московским оркестром уже выступали голландский скрипач Сигизвальд Кейкен, а также участники норвежской группы Bergen Barokk. Нынешний гость, Тревор Пиннок, - имя еще более славное и громкое: последние 30 лет он руководил одним из самых мастеровитых барочных коллективов - ансамблем The English Concert, дирижировал и другими лучшими оркестрами вплоть до обычных филармонических, повсюду прививая исторический подход к материалу. Музыкантов, подобных Пинноку, наши любители аутентизма приветствовали бы в любом амплуа и любой компании. Но, как считает один из вожаков и патронов оркестра Pratum Integrum Михаил Серебряный, самой полезной формой является именно участие мэтра в концерте молодого оркестра, склонного с особым прилежанием внимать пророкам "не из своего отечества".
Свой проект музыканты назвали Большим барочным концертом. В его программу вошли два Кончерто гроссо из опуса 6 Генделя, явивших целую энциклопедию приемов барочной игры, и английский раритет - сюита из оперы "Королева фей" Перселла, особо трудная для исполнителей на духовых инструментах (а использовались, как положено, барочные гобои и фагот, игравшие в "низком" строе). Пиннок дирижировал оркестром, одновременно исполняя партию клавесина. В центре программы он как солист сыграл хрестоматийный ре-минорный Концерт Баха - с минимальным количеством струнников. Был и своего рода "бис" - сольная пьеса Перселла для клавесина.
Надо сказать, музыканты Pratum Integrum отнюдь не выглядели робкими учениками. Казалось, приемы барочного исполнительства знакомы им назубок - тем не менее Тревор Пиннок немало поработал с младшими товарищами над всеми аспектами исполнения, от целостной концепции формы и принципов ансамбля до отдельных приемов и интонаций.
В будущем сезоне линия сотрудничества оркестра с лидерами барочного исполнительства продолжится. Вместе с москвичами выступят специалист по французской музыке скрипач Манфредо Кремер, гобоист Альфредо Бернардини, равно блестяще владеющий и барокко, и классикой, ветеран виолы да гамба Виланд Кейкен.
Подобная инициатива молодого оркестра имеет немного аналогов на всем поле академической музыки. Мировых авторитетов приглашают к сотрудничеству такие государственные колоссы, как Мариинский и Большой театры. Что касается больших симфонических оркестров, то здесь с отрывом лидирует частный, но очень известный Российский национальный оркестр. Что касается отечественного аутентичного исполнительства, то здесь проектам оркестра Pratum Integrum под стать только деятельность петербургского Оркестра Екатерины Великой и фестиваля Early music, вступившего уже и на территорию оперных копродукций. Похоже, аутентичное исполнительство, находящееся в частном владении энтузиастов, стало самым активным отрядом нашего музыкального процесса.

Петр Поспелов, "Ведомости", №102 (1142)