Пресса

12.03.2004
"Dmitry Bortnyansky. The Italian Album". Pratum Integrum (Caro Mitis)
Коммерсантъ Weekend № 44

Композитор Дмитрий Бортнянский (1751 - 1825) написал очень много хорошо известной нынче музыки. Это десятки хоровых концертов, обиходные песнопения, которые до сих пор охотно исполняют приходские хоры, и гимн "Коль славен" (который некогда играли часы на Спасской башне). Проблема в том, что прежде чем стать руководителем Императорской придворной капеллы, Бортнянский провел десять лет в Италии, где не менее плодовито и с успехом сочинял музыку по передовой европейской моде. А партитуры этих сочинений, элегантный образчик "галантного стиля" 1770-х, сохранились лишь частью и притом в самых неожиданных уголках Европы. Молодое украшение отечественного аутентизма, руководитель оркестра Pratum Integrum Павел Сербин эти рукописи отыскивает, чему свидетельство - настоящий альбом, почти сплошь состоящий из таких находок. Здесь основной упор даже не на оперу (хотя есть увертюра к "Квинту Фабию" и оттуда же изящная сопрановая ария), а на совсем непривычный лик Бортнянского: автора духовных произведений для католической церкви. Если не знать, что автор - будущий создатель "Херувимской №7", эту бодрую, грациозную и искристую музыку можно запросто приписать любому из самых матерых тогдашних музыкальных светил - будь то Галуппи, Йомелли или поздний Гассе. Да и музыканты играют соответственно: без показной гордости за свои архивоведческие достижения, с таким крепким и мастеровитым энтузиазмом, как будто им еще нужно доказывать свои права на этот репертуар. Надо сказать, отрадное, хотя и непривычное ощущение. Никак не получается обойти молчанием и оформление диска, сделанное невероятно качественно и большим вкусом. Только бы вот еще и тексты произведений в буклетик добавить - больше желать нечего.

Коммерсантъ Weekend № 44