|
Пресса 15.03.2004
Три века за неделю (фрагмент)
Петр Поспелов, газета Ведомости
Молодой дирижер Теодор Курентзис, быстро выходящий в лидеры столичной
музыкальной жизни, стал главным действующим лицом трех самых заметных
концертов минувшей недели.
Молодежный камерный оркестр Pratum integrum исполнил раритеты
русской музыки XVIII в. Национальный филармонический оркестр России
- на пышном концерте в честь покойного Евгения Колобова - оперную
музыку XIX в. Опытные "Виртуозы Москвы" сыграли небанальную
программу из века ХХ-го. Теодор Курентзис дирижировал всеми тремя
концертами.
Сначала об оркестре Pratum integrum. Так не бывает, но факт: молодые
энтузиасты старинной музыки, увлеченные аутентичным исполнительством,
создали коллектив, а не столь молодые меценаты (бизнесмены, некогда
учившиеся музыке и не разучившиеся ее любить) их поддержали. Теперь
Pratum integrum ( "Нескошенный луг") имеет стабильный
состав из двух десятков человек, базу и материальную поддержку
компании "Музыка массам". Молодые музыканты - вдохновенные
догматики: они играют в "низком строе", на жильных струнах,
все духовые инструменты - натуральные, старинные. Подобный оркестр
- Оркестр Екатерины Великой - недавно создан и в Петербурге; по
большому счету это одна компания молодых "аутентистов".
Pratum integrum дебютировал летом прошлого года, а зимой состоялось
статусное "крещение" молодого оркестра: с ним выступил
приглашенный из Голландии мэтр барочной скрипки Сигизвальд Кейкен.
Примечательно, что Павел Сербин (виолончелист, руководитель оркестра
Pratum integrum) и его коллеги формируют "свой" репертуар:
разыскивают, иногда реконструируют и исполняют старую русскую
музыку. Они уже записали диск композитора XVIII в. Максима Березовского.
В новой программе звучал также и его современник Дмитрий Бортнянский.
В ариях из опер к оркестру присоединялась молодая певица Галина
Кныш, осваивающая труднодоступный для русских певцов вокальный
стиль классицизма.
Музыканты нового оркестра - мастера. Особенно это относится к
струнникам, которые звучат свежо и дерзко. Все типичные приемы
старинной игры любовно подчеркиваются и выпячиваются. Большинство
номеров исполняется в ураганных темпах, с эмоциональным накалом,
выходящим за академические рамки. Pratum integrum может играть
без дирижера, глядя на смычок концертмейстера Сергея Фильченко,
- так было на концерте в камерном зале Дома музыки. Но предпочитают
все-таки с дирижером, хоть это и отступление от аутентичной нормы
- так было на повторе программы в Рахманиновском зале консерватории,
где команду возглавил Теодор Курентзис, тоже энтузиаст исторического
исполнительства. ..
Петр Поспелов,
газета Ведомости
оригинал статьи на сайте Ведомостей
|