|
Пресса 19.08.2003
ИСПОЛНИТЬ ВСЕ
Сие достопамятное событие случилось в конце
минувшей недели в старинном театре усадьбы "Останкино" графа Николая Петровича Шереметева. Справедливости ради скажем:
архив светских сочинений композитора невелик, и исполнение их
всех занимает меньше двух часов. Тем большего уважения заслуживает
труд молодого музыканта Павла Сербина, задавшегося благородной
целью - вернуть к жизни старинные партитуры некогда знаменитых
и обласканных славой, а теперь известных лишь знатокам композиторов.
Светские сочинения Максима Березовского виолончелист Павел Сербин
разыскал в коллекциях Польши и Италии. Маленькой сенсацией стало
исполнение первой в истории русской музыки симфонии, написанной
Березовским во время итальянского турне в 1771-1773 годы.
Кстати, в том же 1771 году композитор получил почетный титул академика
Болонской академии музыки. Судьба Максима Березовского мистическим
образом переплетается с судьбой другого композитора, по определению
музыковеда М.Г. Рыцаревой, создателя "эталона" екатерининского
хорового концерта Дмитрия Бортнянского. Оба родом из Малороссии,
из города Глухова, где были мальчиками-певчими в домашней капелле
гетмана Украины К.Г. Разумовского. Оба учились венецианскому канону
контрапунктического искусства. Оба были законодателями российского
жанра многочастного хорового концерта на библейские тексты (духовной
кантаты). И тем не менее векторы судеб двух гениев музыки Просвещения
расходятся так же радикально, как векторы судеб двух гениев живописи
барокко XVII столетия - "везунчика" Рубенса и "недотепы"
Рембрандта. Бортянский был обласкан судьбой и не обижен памятью
потомков. Он прожил долгую жизнь, занимал престижные должности
(в частности, директора Придворной капеллы государя Павла I),
дружил с просвещенным нобилитетом России, особенно с интеллектуальной
масонской фрондой - Бортнянский был автором знаменитого гимна
русских масонов на стихи Михаила Хераскова "Коль славен наш
Господь в Сионе". Максим Березовский пик своей карьеры пережил
в начале 70-х. Помимо звания "болонского" академика
композитор мог похвастаться постановкой сочиненной им оперы "Демофонт"
в Ливорно в 1773 году. На этом, как говорится, рукопись обрывается...
Лишения, нужда и унижения. Вот что определяло последние четыре
года жизни маэстро. Старые биографии сообщают, что композитор
покончил жизнь самоубийством вследствие белой горячки, вызванной
злоупотреблением горячительными напитками. Возможно, это легенда...
Правда - в "ордере", составленном по смерти композитора
25 марта 1777 года: "...как по смерти его ничего не осталось,
и погрести тело нечем, то извольте, ваше высокоблагородие, выдать
по первое число мая его жалованье придворному певчему Якову Тимченку,
записав в расход с распискою".
Музыку Бортянского и Березовского можно назвать итало-греческой.
Такую формулировку употребил первый биограф Березовского и первый
в России искусствовед Якоб Штелин. "Вкус в композиции церковных
произведений" является, по мысли Штелина, следствием умения
"счастливо сочетать огненную италианскую мелодию с нежной
греческой". Иными словами, обоих "компонистов"
вдохновила воплощенная впервые учителем Бортнянского Бальдассаре
Галуппи идея сочинять православные духовные концерты в венецианском
вкусе, то есть соединять партесную традицию пения с итальянской
полифонией. Рождаются творения столь же пряные, прихотливые и
изысканные, как картины на религиозный сюжет в "греко-готическом
вкусе" соотечественников композиторов, родившихся в Малороссии
художников Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского.
Хорошо, что музыка Березовского (в том числе арии из оперы "Демофонт"
и шедевр - сыгранный в "светской" версии струнного квартета
хор на псалом Давида "Не отвержи мене во время старости")
звучала в зале останкинского театра. Ведь сама эта усадьба XVIII
века "корректирует" архитектурный эталон итальянского
Возрождения совершенно по-русски: декоративно, ярко, аффектировано,
а в целом - изящно и гармонично. Аналогично умению Максима Березовского
вплетать темы украинских песен в классическую гармонию венецианской
школы. А отличные, играющие на исторических инструментах исполнители
руководимого Павлом Сербиным оркестра Pratum Integrum, солисты
Галина Кныш, Ольга Мартынова, Сергей Фильченко и "феерически"
жестикулирующий дирижер Теодор Курензис (грек по национальности!)
барочное "итало-греческое" великолепие музыки Березовского
явили выше всяких похвал!
Сергей Хачатуров
оригинал статьи на сайтах "Время
новостей" и Grammy.ru
|