 |
Пресса 11.09.2003
НОВАЯ СИМФОНИЯ ИЗ 18-ГО ВЕКА
газета "Культура" № 35-2003
В рамках Шереметьевских сезонов в музее-усадьбе "Останкино"
прошел концерт-презентация неизвестных сочинений Максима Березовского.
Имя этого композитора, жившего во второй половине XVIII века,
известно благодаря его великолепной духовной музыке. Правила композиции
светских жанров - симфонии, сонаты, оперы - он постигал в Италии,
где успешно стажировался несколько лет. Его дар получил признание
и одобрение самого падре Мартини - учителя Мысливечека и Моцарта,
а в Ливорно была с успехом поставлена опера Березовского "Демофонт" на либретто прославленного Метастазио. Но в России его талант
не успел развернуться в полной мере: в возрасте 31 года молодой
композитор при невыясненных обстоятельствах покончил жизнь самоубийством.
На родине его инструментальная музыка зазвучала лишь спустя 200
лет. Павел Сербин - инициатор и художественный руководитель этого
проекта - перед концертом поделился, как трудно было разыскать
рассеянные по всему миру опусы Березовского: скрипичные сонаты
обитали во Французской национальной библиотеке, клавирные сонаты
- в библиотеке Краковского университета, единственная Симфония
- в частном архиве в Риме.
Для исполнения этих сочинений собралась команда единомышленников
- музыканты, специализирующиеся в аутентичном исполнительстве
старинной музыки: Ольга Мартынова, играющая на клавесине и молоточковом
фортепиано XVIII века, петербургский скрипач Сергей Фильченко,
певица Галина Кныш, наконец, сам Павел Сербин, успешно концертирующий
на барочной виолончели и виоле да гамба. Для исполнения первой
русской симфонии - каковой хронологически является опус М. Березовского
- был собран камерный оркестр (дирижер - Т.Курентзис), музыканты
которого также играют на исторических инструментах. Его название
- Pratum Integrum (что в переводе означает "Нескошенный луг")
- вполне символично: в России невспаханное поле отечественной
старинной музыки еще только предстоит осваивать. Но первые шаги
на этом пути уже сделаны.
Евгения КРИВИЦКАЯ
оригинал статьи на сайте газеты "Культура" и на сайте "Агенства
Культурной Информации"
|