В этом году оркестр Pratum Integrum («некошеный луг», лат.) открыл сезон выступлением с Иваном Монигетти, одним из лучших российских виолончелистов. Знаменитый музыкант приехал Москву, чтобы осуществить давно задуманный им проект: большой концерт из сочинений Луиджи Боккерини (1743 – 1805) в исполнении на исторических инструментах.
Сейчас Монигетти живет в Швейцарии, преподает в Базеле и Мадриде, гастролирует по всему свету, выпускает один диск за другим и получает за них премии, появляется в жюри на конкурсах старинной музыки. Его имя равно известно как в кругу апологетов исторических исполнений, так и среди поклонников современной музыки. В 74 г. он стал лауреатом конкурса им. П.И. Чайковского, после чего о нем быстро узнали и в России, и за рубежом. Он учился у М.Ростроповича, и, возможно, от своего педагога перенял интерес ко Второму авангарду, который в то время так скандально и трудно утверждался. В исполнении Монигетти в Москве впервые звучали виолончельные сочинения Ксенакиса, Лигети и Пендерецкого. Он общался с Губайдулиной, был знаком с Денисовым и Шнитке и прославился как исполнитель их пьес. Но, кроме того, в сферу его профессиональных интересов входит музыка XVIII века. Одним из первых в России он стал играть на старинной виолончели, и, конечно, обратил внимание на творчество композитора-виолончелиста Луиджи Боккерини (1743 – 1805). Почти все сочинения этого автора награждены богатой партией его любимого инструмента (а то и двумя), так что большинство виолончелистов хотя бы скоротечно «переболело» Боккерини.
Монигетти эту музыку знает как никто другой, изучая ее чуть не со школьных лет. А простым смертным (зато решительно всем) известно, в основном, одно сочинение Боккерини – Менуэт из струнного Квинтета ми мажор op .13 №5.
Если бы изящный итальянец знал, что спустя двести лет со дня его смерти человечество, начисто забыв всю его музыку, включая даже и начало, и конец упомянутого Квинтета, будет с упоением исполнять его третью часть, играть (и даже петь) ее на бис, преподавать в музыкальных школах, узнавать на улице в визге мобильных телефонов, он, наверное, очень бы удивился: вряд ли считал он эту маленькую пьесу кульминацией своих композиторских умений, и желание Монигетти показать на концерте другие сочинения вполне понятно. Впрочем, камерные струнные ансамбли действительно были родной стихией Боккерини (он написал около ста струнных Квинтетов и примерно столько же Квартетов). Язвительные современники считали его пьесы слишком рафинированными и женственными: в них мало форте и фортиссимо, так любимых бетховенской эпохой; в них много трелей, синкоп, dolcissimo и con grazia (что, кстати, чудесно слышно и в Менуэте). За это скрипач Джузеппе Пуппо прозвал Боккерини «женой Гайдна», и кличка, протащив за собой в историю совсем неизвестного Пуппо, вошла во все биографии Боккерини. Но так же вошло в них упоминание о том, что Боккерини основал первый в истории Квартет, давший публичные концерты, и о том, что в инструментальной музыке с ним не мог сравниться ни один современник-итальянец.
На сентябрьских концертах Боккерини был представлен широко, in folio. Павел Сербин, художественный руководитель оркестра Pratum Integrum – тоже блестящий виолончелист, поэтому виолончельных концертов исполили два. Кроме того, впервые в России прозвучала Симфония до минор №26, обаятельный Ноктюрн (это октет для гобоя, валторны, фагота и струнного квинтета) и вокальные номера из оперы «Клементина».
Знаменитого Менуэта не было..