25 января 2013 года
Камерный зал ММДМ, 19.00
                                                                             

Концерт оркестра Pratum Integrum
Художественный руководитель – Павел Сербин (виолончель)
Концертмейстер – Сергей Фильченко (скрипка)

«Иллюзии французского барокко»

 

I отделение

Жан Фери Ребель (1666–1747)
«Стихии», новая симфония
Хаос – Лур I – Чакона – Птичий щебет – Соловьи – Лур II – Тамбурин – Сицилиана – Танец Амура – Каприс

Жан Мари Леклер (1697–1764)
Концерт до мажор для скрипки с оркестром op.7 №3
Allegro – Adagio – Allegro assai
Солист – Сергей Фильченко
Первое исполнение в России

II отделение

Жозеф Николя Панкрас Руайе (1705– 1755)
Увертюра к балету «Заида»

Жан Мари Леклер (1697–1764)
Сюита из оперы «Сцилла и Главк»
Увертюра – Танец – Раскаты грома – Симфония I – Жига – Паспье – Марш пастухов – Пассакалия – Симфония II – Два танца демонов
Первое исполнение в России

Жан Филипп Рамо (1683–1764)
Пьесы из музыкальной трагедии «Дардан»
Увертюра – Тамбурин – Чакона

 

***


***

Французская музыка времен Людовика XV не может не привлекать: богатая оркестровка, множество украшений, смелая гармония и яркие образы (часто аллегоричные, но при этом очень конкретные, детально выписанные), - и вот создается стиль, узнаваемый с первых тактов, но весьма трудный и для подражания, и для исполнения. Первый концерт под названием «Иллюзии французского барокко» Pratum Integrum дал в 2004 году, и тогда же было принято решение сделать «Иллюзии» ежегодными. Каждый раз оркестр выбирает новую (или частично новую) программу, куда могут войти как Рамо и Люлли, так и композиторы, которых играют гораздо реже (Мондонвиль, Монтеклер, Маре, Гиймен, Руайе, Клерамбо, – кого только не было в числе исполняемых авторов). Постепенно, благодаря освоению такого репертуара и выступлениям с известными французскими музыкантами – Кристофом Руссе, Дамьеном Гийоном, Мирей Деленш, – у оркестра сложилась своя манера исполнения этой музыки и свои предпочтения. Нам приятно заметить, что диск сочинений Жана Фери Ребеля, который оркестр записал на лейбле Caro Mitis, получил оценку «пять камертонов» от критиков престижного французского журнала Diapason.

Жан Фери Ребель был сыном музыканта, рос при французском дворе, учился у Люлли и со временем занял несколько должностей: он играл и в оперном оркестре, и в знаменитом ансамбле «24 скрипки короля», был придворным композитором камерной музыки. Трудно сказать, что навело его на мысль создать, вопреки французской традиции, балеты без вокальных номеров, но его «хореографические симфонии» пользовались большим успехом в Версале и имели статус элитарных сочинений. Их танцевали лучшие балерины того времени (например, знаменитая Франсуаза Прево), им подражали, на них писали куплеты, а отдельные номера перекладывали для разных инструментов. Ребель начал сочинять их в зрелые годы, а «Стихии», едва ли не лучшее свое творение, создал, уже отметив семидесятилетие, в 1737-1738 гг.

«Стихии» – миниатюрный балет, в галантной аллегорической манере повествующий о том, как из предвечного хаоса появились земля, вода, огонь и воздух. Готовя произведение к изданию, Ребель снабдил его предисловием, в котором есть замечательные пояснения: «Бас изображает [появление] Земли: длинные ноты нужно играть резко и судорожно. Мотивы флейт, поднимаясь и спускаясь, имитируют журчание Воды. Воздух изображен долгими звуками, за которыми следуют каденции у малых флейт. Наконец, скрипки быстрыми и блестящими пассажами представляют живость Огня». Однако самое необычное в этой космогонии – пьеса «Хаос», которая предваряет симфонию: Ребель, показывая слитые воедино стихии, соединяет в одном аккорде «все ноты Октавы». Считается, что это – первый кластер в истории европейской музыки. «Стихии» можно играть и камерным составом, и большим оркестром – с флейтами, гобоями, фаготами, валторнами и трубами. Именно так, в полную силу, эта блистательная пьеса будет исполнена на концерте в Доме музыки.

В отличие от Ребеля, Жан Мари Леклер не был склонен подолгу оставаться на одном месте. Он родился в Лионе, выступал в Руане и Турине, Париже и Лондоне, Германии и Нидерландах. В Париже он издавал свои сочинения, начиная с самых ранних опусов. Его сонаты здесь поначалу признали неисполнимыми и окрестили «алгеброй», способной отпугнуть даже самого смелого исполнителя. Однако в 1728 г. Леклер сам исполнил свои пьесы перед парижской публикой, появившись в знаменитых «Духовных концертах», – овациям и удивлению не было конца.

Современники слагали об этом скрипаче легенды. Рассказывают, что в Касселе он участвовал в соревновании, целью которого было сравнить французскую и итальянскую традиции и выбрать лучшую. От имени итальянцев выступал прославленный скрипач и композитор Локателли, за честь французов стоял Леклер. Ни один из них не мог переиграть другого, и итогом конкурса стала фраза, обороненная, как говорят, шутом гессен-кассельского графа: «Леклер играет как ангел, а Локателли – как дьявол». Ученые тщетно искали доказательств тому, что концерт действительно имел место, но легенду о нем можно прочитать даже в самой авторитетной музыкальной энциклопедии.

Свою первую и единственную оперу Леклер написал довольно поздно, на пятидесятом году жизни, мечтая начать в Париже новую карьеру и повторить успех Рамо. Он выбрал сюжет по мотивам «Метаморфоз» Овидия: волшебница Цирцея влюбляется в морского бога Главка; когда она понимает, что не в силах разлучить Главка с его возлюбленной Сциллой, она превращает нимфу в чудовище. Вопреки ожиданиям Леклера, его сочинение приняли неоднозначно, и, не имея громкого успеха, оно довольно быстро сошло со сцены. Новое открытие этой музыки произошло в XX в., во многом благодаря Джону Элиоту Гардинеру, под руководством которого опера была исполнена в 1979 г., а затем записана. С тех пор она имеет репутацию одной из лучших французских опер середины XVIII в., и оркестр Pratum Integrum с большой радостью исполнит инструментальные номера из этого произведения, в котором приятные иллюзии постепенно уступают место печальным чудесам.

Анна Андрушкевич

 

Купить билеты на сайте ММДМ