20 января 2006 года, 19:00

Московский Международный Дом Музыки Камерный зал

 Концерт оркестра Pratum Integrum

Художественный руководитель – Павел Сербин (виолончель)
концертмейстер – Сергей Фильченко (скрипка)

«Галантные пляски»

I отделение

Антон Фердинанд Тиц (1747 – 1810)
Квартет №3 ми-бемоль мажор (посвящен Г.Н. Теплову)
Allegro
Allegretto
Romance
Rondo

Исполняют:
Дмитрий Синьковский (скрипка), Сергей Фильченко (скрипка)
Сергей Тищенко (альт), Павел Сербин (виолончель)

Иван Хандошкин (1744 – 1804)
Вариации для двух скрипок oр.2 №1

Исполняют:
Сергей Фильченко (скрипка), Дмитрий Синьковский (скрипка).

Антон Фердинанд Тиц (1747 – 1810)
Квартет №1 до мажор (посвящён Г.Н. Теплову)
Allegro
Allegretto
Romance
Rondo

Исполняют:
Дмитрий Синьковский (скрипка), Сергей Фильченко (скрипка),
Сергей Тищенко (альт), Павел Сербин (виолончель)

II.отделение

Иоганн Генри Фациус (ок.1760 – 1806?)
Концерт для виолончели с оркестром ре минор
Allegro
Romance
Rondo

Солист: Павел Сербин

Иоганн Вильгельм Гесслер (1747 – 1822)
Концерт соль мажор для пианофорте с оркестром (посвящён Лидии Горчаковой), исполняется впервые
Allegro
Adagio
Allegro

Солистка: Ольга Мартынова (молоточковое фортепиано)

Дмитрий Бортнянский (1751 – 1825)
Увертюра к опере «Сын-соперник»

Оркестр выражает признательность за предоставление нотных материалов Андрею Решетину (Санкт-Петербург), Маргарите Пряшниковой, сотрудникам Отдела редких изданий Научно-музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

***


***

Поясняя выбор концертной программы, Павел Сербин говорит: «Мы хотим показать музыку, наиболее интересную с точки зрения композиции; все, что мы будем играть, первоклассно написано: фактура сложна и разнообразна, оркестровка изобретательна, формы крепки и нетрафаретны. Кроме того, видно, как мастерски писали русские композиторы, и насколько их сочинения были способны выдержать конкуренцию с западными пьесами».

Оживление, царящие в музыкальной жизни России в конце XVIII века, было и вдохновляющим, и плодотворным: в Петербурге открылся первый Музыкальный клуб, были устроены великопостные концерты (впервые – в 1769), гастролировали английская и французская оперные труппы, русские немцы выписали из Германии немецкий театр. Наблюдая эту деятельность, иностранцы нет-нет да и приезжали в Россию – хотя бы из любопытства к внезапно заявившей о себе экзотической державе. Они знали, что их радушно встретят, что гонорары здесь высоки, а внимание неподдельно. Среди именитых музыкантов, посетивших Петербург, были Арайя и Раупах, Манфредини и Паизиелло, Чимароза и Виотти. Не один десяток лет провели здесь Антон Фердинанд Тиц (1747 – 1810), Иоганн Генрих Фациус (ок. 1760 – 1806?) и Иоганн Вильгельм Гесслер (1747 – 1822).

Приезжие, конечно, прежде всего обращали внимание на все непривычное, а в числе непривычной им музыки были русские народные песни. Их часто пели или играли не только «в народе», но и при императорском дворе (здесь во времена Екатерины Великой их исполнял, например, Василий Трутовский, гусляр, составитель одного из первых песенных сборников). Казалось бы, для профессионального композитора нет ничего сложного в том, чтобы выбрать понравившуюся мелодию и сделать ее темой, скажем, финала концерта. Но не тут-то было: наши песни, как оказалось, довольно плохо вписываются в те каноны гармонии, лада и ритма, которые были приняты в это время на Западе, – а звучат при этом хорошо. Вот именно это и удивляло, поэтому музыканты вновь и вновь принимались их цитировать, пытаясь приладить к ним достойную гармонизацию и выбрать «правильный» тактовый размер. Мало кто уезжал из Петербурга, не написав Вариаций на тему «Камаринской». Однако «вкус» их произведений оставался западным. Примерно так же в то время заканчивались опыты и наших композиторов.

Имена Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 – 1825) и Ивана Евстафьевича Хандошкина (1744 – 1804) вполне хорошо уже известны, Антону Фердинанду Тицу, немецкому композитору и скрипачу, оркестр Pratum Integrum посвятил уже несколько концертов и одну из программ записал на диск. А вот Концерт Иоганна Вильгельма Гесслера прозвучит в нашей стране впервые после паузы примерно в двести лет. Почти так же дело обстоит с Концертом Иоганна Генриха Фациуса: сейчас его единственный исполнитель – Павел Сербин. Выступал он с ним дважды, причем один раз – в Бадене на гастролях (2005; надо было видеть, с каким энтузиазмом там принимали эту музыку).
Виолончелист Фациус прибыл в Россию ок. 1780 г. (при этом о его прошлом вообще ничего достоверно неизвестно). Он поселился в Москве и стал музыкантом великолепной капеллы Николая Петровича Шереметева; так как Шереметев сам играл на виолончели, Фациус, скорее всего, давал уроки графу. Правда, Виолончельный концерт, который прозвучит сегодня, – виртуознейшее сочинение, и Фациус без сомнения играл его сам, это явно пьеса не для любительской забавы.

Иоганн Вильгельм Гесслер (или – Геслер) – пианист, в Россию приехал в начале 90-х годов; его определили в концертмейстеры и солисты при дворе Александра Павловича, которого, кстати, игре на скрипке обучал Тиц. Однако, прожив пару лет в Петербурге, Гесслер по непонятным причинам уехал в Москву, и так и остался в этом городе: его здесь, по словам одного меломана, чуть не на руках носили. Писал он, в основном, для фортепиано соло, но сохранился и один Концерт с оркестром.

Это произведение исполнит Ольга Мартынова, причем играть она будет на уникальном инструменте: на молоточковом клавире, сделанном фирмой Нойперт по модели Иоганна Андреаса Штайна (1788 г.; строго говоря, для музыки Гесслера он даже староват). Это инструмент-ветеран, который был приобретен еще в 1970-е годы, и с которого, собственно, начинался столичный фортепианный «аутентизм»: все опыты в этом направлении поначалу проходили на нем. Он ездил на гастроли, стоял в тамбурах поездов, находил общий язык с очень разными солистами и воспитал не одно поколение консерваторских студентов.

От рояля на слух он отличается более сухим, тихим и хрупким звуком. Инструмент деревянный, легкий, без чугунной рамы, которая держит механику на современных фортепиано. Его клавиши меньше рояльных, так что вся привычная пианистическая техника здесь оказывается не у дел: расстояния другие, прикосновение должно быть более деликатным, – а, кроме того, две его педали нужно нажимать коленом.

У некоторых партитур, которые были нужны для этого концерта, довольно сложная судьба. Концерт Гесслера хранился в Библиотеке Московской консерватории с неправильным указанием автора (его приписывали И. Гениште, но эту ошибку заметил Павел Сербин). Квартеты Тица долгое время были лишены части партий (их совершенно неожиданно обнаружили несколько лет назад в фонде Ульяновской библиотеке). Концерт Фациуса был издан в Вене, но оркестровые голоса не сохранились, поэтому, чтобы его исполнить, потребовалось найти рукопись в одном из чешских архивов. В общем, программа «Галантных плясок» – не случайный набор произведений с темами в народном духе; это давно и очень тщательно готовившееся событие.