18 октября 2012 года
Камерный зал ММДМ, 19.00
                                                                             

Концерт оркестра Pratum Integrum
Художественный руководитель – Павел Сербин (виолончель)
Концертмейстер – Сергей Фильченко (скрипка)

«Дети Баха»

 

Иоганн Кристиан Бах (1735–1782)

I отделение
Квартет соль мажор для клавира, скрипки и двух виолончелей (B 66; T 310/9)
Allegro – Rondo
Исполнители: Ольга Мартынова (клавесин), Сергей Фильченко (скрипка), Павел Сербин (виолончель), Александр Гулин (виолончель)

Концерт ми-бемоль мажор для клавира c оркестром (C 75; T 300/8)
Allegro – Andante – Rondeau: Tempo di Minuetto
Солистка – Ольга Мартынова

II отделение
Симфония ре мажор op.18 №4
Allegro con spirito – Andante – Rondo. Presto                 

Концертная симфония си-бемоль мажор для скрипки и виолончели с оркестром (С 46; T 287/7)
Allegro maestoso – Larghetto – Allegro
Солисты – Сергей Фильченко (скрипка), Павел Сербин (виолончель)

***

В 1775-м году лондонская газета «Утренняя хроника» опубликовала следующее объявление: «Гг. Бах и Абель берут на себя смелость представить благородным господам-подписчикам свои концерты (...). Благородных господ покорнейше просят приказать своим кучерам высаживать их возле входа со стороны Ганноверской улицы, чтобы вход с площади оставался свободным для леди в портшезах». Так, с предусмотрительных замечаний о том, как избежать давки у порога и уберечь леди в переносных креслах, началась славная история концертного зала на Ганноверской площади в Лондоне – зала, который вскоре привлек внимание всей столицы, а затем всей Европы. Здесь рукоплескали Баху и Абелю, замирали от волнения, впервые слушая Лондонские симфонии Гайдна, приветствовали Берлиоза и Мендельсона, Листа, Клару Шуман, Антона Рубинштейна. Зал просуществовал до 1900-го года.
Здание было построено по инициативе Иоганна Кристиана Баха, его друга, композитора-гамбиста Карла Фридриха Абеля, и известного импресарио Джованни Галлини, в прошлом – балетмейстера и танцовщика. Бах и Абель к этому времени давно уже давали совместные концерты и, вдохновленные успехами, решили обустроить собственную концертную площадку. Все сочинения, которые прозвучат сегодня, Бах мог исполнять в зале на Ганноверской площади, хотя точных данных у нас нет: сведений об этом периоде его жизни сохранилось немного.
Стиль Иоганна Кристиана складывался с учетом множества музыкальных традиций: немецкая манера была знакома ему с рождения, по урокам отца, Иоганна Себастьяна, и брата, Карла Филиппа Эмануэля; Италия научила его опере – именно как автора блистательных опер в итальянском стиле его пригласили в Лондон; в Мангейме и Париже он узнал новые приемы оркестровки.
Все новое давалось ему с такой легкостью и сочинения его так быстро находили отклик, что в XVIII веке он стал самым известным композитором из семейства Бахов: ему везде были рады, его пьесы играли, пели и публиковали во всех крупнейших городах Европы, от Парижа и Амстердама до Неаполя, Милана, где он провел около шести лет в молодости, и Лондона, где прожил последние двадцать лет, заслужив прозвище «английского» или «лондонского» Баха. Вместе с тем, в конце 1770-х годов интерес к его музыке пошел на убыль, и, влезая в долги, композитор постепенно угасал от неуспеха и болезни. Листая его сочинения этих лет, невозможно понять, почему осталась в тени музыка такого уровня. Сегодня прозвучат вещи, созданные, в основном, именно в это время: Симфонии опус 18 увидели свет в последний год его жизни, Квартет был опубликован посмертно, Клавирный концерт остался неизданным. Концертная симфония была написана в 1770-е годы, точная дата неизвестна.
Многое в его симфониях и концертах напоминает о мангеймском оркестре, который был известен своей безупречной техникой, отличными духовыми и броскими переходами от piano к forte. Именно у мангеймцев Бах мог позаимствовать умение писать для оркестра с большой группой духовых, не скупясь на сочные динамические краски. В исполнении Симфонии op.18 №4 участвуют два гобоя, две валторны, две трубы, фагот и литавры, в медленной части играют флейты; большой ансамбль духовых – на сей раз с кларнетами – мы встретим и в Концертной симфонии, и в Клавирном концерте.
Как раз во времена Баха в оркестровой музыке стали широко использовать нарастание и затухание звука (крещендо и диминуендо), причем эффект этих простых приемов казался невероятным. Иоганн Фридрих Рейхард, немецкий композитор и музыкальный критик, писал, что впервые «испытал на себе [эти приемы] в Мангейме», хотя еще прежде их ввел Йомелли в Риме, и там «слушатели вскочили со своих мест во время крещендо и только на диминуендо заметили, что все это время не дышали».
Симфония op.18 №4 начинается громким возгласом, который сменяется несколькими тихими репликами и коротким, динамичным крещендо, – точно такая последовательность оттенков часто встречается в симфониях мангеймцев.
В 1770-е годы входит в моду Концертная симфония. Барри Брук, автор обстоятельных статей об этом жанре, убедительно показывает, что такая симфония с солистами нигде не была так любима, как во Франции, и что здесь была написана половина всех концертных симфоний, созданных в Европе с 1770 по 1830 годы (всего их насчитывается около 600). В целом такие симфонии напоминали сольные концерты, только число солистов в них варьировалось от двух до девяти, и композитору нужно было каждый раз придумывать, как распределить их роли. В Концертной симфонии си-бемоль мажор солирующие скрипка и виолончель ведут себя скорее как один инструмент, который играет то в верхнем регистре, то в нижнем, то словно становится двухголосным; в крайних частях солисты делят одни и те же темы, в средней инструмент и в самом деле остается только один – скрипка, виолончель молчит.
Одну из своих концертных симфоний Бах переложил для клавира с оркестром, так появился Клавирный концерт ми-бемоль мажор. В поэтичнейшей первой части оркестр, исполнив несколько тем подряд, уступает место клавишному инструменту, который в пространном соло чередует новые темы с уже «упоминавшимися». Интересно при этом, что одна реплика духовых, часто звучащая в первой части, вплетается в основную тему финального рондо (редкий в то время прием!).
В партитурах лондонских клавирных концертов Бах обычно указывал, что исполнять их можно как на клавесине, так и на новом в то время инструменте – пианофорте; Бах любил этот инструмент и впервые в музыкальной истории Лондона начал играть на нем сольные концерты. Сегодня, правда, солирующая партия во всех клавирных сочинениях будет исполнена на клавесине. Таких сочинений два: это не только клавирный Концерт, но и уникальный клавирный Квартет – роскошная, виртуозная пьеса, отнюдь не камерная по замыслу (квартетом тогда называли любые комбинации из четырех солирующих инструментов).
Нескольких поздних произведений Иоганна Кристиана Баха вполне достаточно, чтобы заметить, что он далек и от Бахаотца, и от своих братьев, но очень близок Моцарту (который до конца жизни отзывался о Бахе с таким восхищением, с каким редко говорил о других композиторах). Многие темы Баха могут вызвать удивление: неужели это не Моцарт? Нам трудно отделаться от впечатления, что этот стиль так полно и выразительно звучит у другого композитора, а еще более неожиданной кажется мысль о том, что этот другой музыкант не был эпигоном, а был как раз открывателем и творцом, и путь его начался раньше. По меткому замечанию Ларисы Кириллиной, стиль, который мы называем моцартовским, для современников Моцарта был стилем Баха – трепетного, тонкого и глубокого композитора, Иоганна Кристиана Баха.

Анна Андрушкевич