18 февраля 2006 года

Московский Международный Дом Музыки Камерный зал

 Концерт оркестра Pratum Integrum

Художественный руководитель – Павел Сербин (виолончель)
концертмейстер – Сергей Фильченко (скрипка)

ДИРИЖЕР – Александр Рудин

«Только Моцарт»
к 250-летию композитора

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)

I отделение
Музыка к драме "Тамос, царь египетский" (KV 345)

Концертная симфония ми-бемоль мажор
для скрипки и альта с оркестром (KV 364)

Allegro maestoso
Andante
Presto

Солисты:
Дмитрий Синьковский (скрипка)
Сергей Фильченко (альт)

II отделение
Дивертисмент № 8 фа мажор
для двух гобоев, двух валторн и двух фаготов (KV 213)

Allegro spiritoso
Andante
Menuetto
Contredanse

Исполняют:
Филипп Нодель (гобой)
Светлана Усачева (гобой)
Сергей Крюковцев (валторна)
Александр Андрусик (валторна)
Александр Коломиец (фагот)
Михаил Шиленков (фагот)

Симфония №40 соль минор (KV 550)

Molto allegro
Andante
Menuetto
Allegro assai

***

***

Есть Моцарт, которого мы часто слышим со сцены. Есть – такой, который в наше время остается за кулисами. На концерте Pratum Integrum Моцарт будет очень разным: прозвучит знаменитая Сороковая симфония и не менее известная Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром (KV 364). В то же время, можно будет услышать крайне редко звучащую музыку к драме «Тамос, царь египетский» и Дивертисмент для секстета духовых, который вообще вряд ли играли в России на исторических инструментах. Pratum Integrum будет играть монографическую моцартовскую программу впервые, и на этом концерте впервые выступит с Александром Рудиным.

Все сочинения, которые прозвучат на концерте (кроме Сороковой симфонии), были написаны в Зальцбурге, в то время, когда Моцарт еще не был великим, когда еще не были созданы ни «Идоменей», ни «Свадьба Фигаро», ни «Дон Жуан».
Граф Иероним фон Коллоредо, человек, по слухам, грубый и не отличавшийся музыкальным чутьем, став в 1772 г. князем-архиепископом Зальцбурга, с местными традициями велел обойтись вот как: университетский театр закрыть; мессу сократить почти вдвое (чтобы музыка длилась не дольше 45 минут); концерты начинать в 7.00, а заканчивать в 8.15, точно по удару часов; капельмейстером назначить итальянца Доменико Фишетти. Придворному композитору Леопольду Моцарту все это категорически не нравилось, – как, впрочем, и его молодому сыну. Поэтому с 1772 г. то один, то другой пытаются найти работу на стороне, чем бесконечно злят своего князя, провоцируя его на крайнюю нелояльность. Однако с поиском работы в XVIII веке было непросто, как и сейчас: одним везло, а другим нет. Леопольд Моцарт до конца своих дней так и остался в Зальцбурге, с трудом перенося итальянский вкус начальства. Моцарту-младшему везло поначалу не больше: в Мюнхене его встретили вежливым отказом, то же повторилось в Мангейме и Париже, так что пришлось возвратиться в нелюбимый Соляной город. Тамошнюю публику он характеризует весьма красноречиво: «Здесь нет стимула моему таланту. Когда я играю или когда исполняют мои произведения, мне кажется, что среди слушателей – одни столы и стулья». И вот в этой милой обстановке были созданы Дивертисмент фа мажор, музыка к драме «Тамос, царь египетский» и знаменитая Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром.

Дивертисмент фа мажор написан для секстета духовых (два гобоя, два фагота, две валторны). Это очень популярный в то время состав, такие Секстеты писали повсеместно, хотя изначально традиция, по-видимому, немецкая. Подобные пьесы часто играли в качестве «застольной музыки» (то есть как раз тогда, когда самыми внимательными слушателями, действительно были «столы и стулья»). Духовые ансамбли Моцарт писал и позднее: к секстету добавились два кларнета, и получился октет; а, по-видимому, незадолго до свадьбы он написал уникальную Большую партиту для 13 духовых, – так что ранние дивертисменты, по-видимому, были не только приятным фоном, Моцарту был искренне интересен этот жанр.

Автором пьесы «Тамос, царь египетский» был барон Тобиас Филипп фон Геблер, драматург и государственный деятель. Пьеса его особенным успехом не пользовалась, несмотря на то, что она богата впечатляющими сценами. Против благородного Тамоса, наследника египетского престола, интригует князь Ферон. При этом оба влюблены в Заис и доводят девушку до того, что она решает посвятить себя служению Солнцу. Тут у Моцарта написана мелодрама: монолог Заис идет на фоне музыки.
В это время Тамос и Ферон обращаются к народу и предлагают толпе выбрать, кто из них должен стать супругом этой девушки и правителем Египта. Толпа делится поровну. Тут-то Заис и сообщает, что она вовсе не собирается ни с кем делить престол, потому что стала жрицей. Ферон поднимает мятеж, политические коллизии сгущаются, и не известно, чем бы кончилось дело, если бы вдруг, во всей своей славе не появился отец Заис. Он раскрывает драматичные семейные тайны: оказывается, он бывший царь Египта, а его дочь – наследница престола и зовут ее на самом деле Тарсис. А так как он еще и верховный жрец в храме Солнца, то он ее запросто освобождает от поспешной жреческой клятвы и вручает счастливому Тамосу. Гнусный Ферон гибнет, и вслед ему несется финальное моралите: так будет с каждым, кто воспротивится воле богов.
На концерте прозвучат инструментальные антракты; музыка эта, под стать сюжету, остро драматична, и, пожалуй, более всего запоминаются в ней ослепительные, смертельные миноры. Это единственный случай, когда Моцарт пишет музыку к драме; сочинение свое он любил, и порой жаловался, что пьеса вышла из репертуара, а музыку отдельно не исполняют.

Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром написана вскоре после возвращения из Мангейма. Отец Моцарта, великолепный педагог-скрипач, временами ворчал, что Моцарт как скрипач мог бы достичь гораздо большего, если бы прилежнее занимался скрипкой. Но Моцарт, по-видимому, предпочитал скрипке альт: как только ему удалось покинуть Зальцбург, обосноваться в Вене, и, следовательно, удалиться от родительских очей, он вовсе перестал писать скрипичные концерты, а в квартетах играл на альте. Скорее всего, для себя писал он и альтовую партию в этой Концертной симфонии.