17 марта 2006 года, 19:00

Московский Международный Дом Музыки Камерный зал

 Концерт оркестра Pratum Integrum

Художественный руководитель – Павел Сербин (виолончель)
концертмейстер – Сергей Фильченко (скрипка)

«Лицом к лицу»

I отделение

Йозеф Вёльфль (1773 – 1812)
Квартет ми-бемоль мажор (ор.30 №1)

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)
Квартет до минор (ор.18 № 4)

Исполняют: Дмитрий Синьковский (скрипка), Сергей Фильченко (скрипка), Сергей Тищенко (альт), Павел Сербин (виолончель)

II отделение

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)
Концерт №2 для пианофорте с оркестром (си-бемоль мажор, ор.19)

Солист: Юрий Мартынов

Йозеф Вёльфль (1773 – 1812)
Концерт соль мажор для пианофорте с оркестром («La Calme»)

Солист: Игорь Четуев

***

***

Оркестр Pratum Integrum, интересуясь венской классикой, давно обратил внимание на всеми позабытого Йозефа Вёльфля (1773 – 1812). Да и как не обратить внимание на композитора-пианиста, о котором писали, например, следующее: «Не успел Бетховен благодаря некоторым своим сочинениям произвести в Вене фурор и завоевать репутацию пианиста высшего класса, как в последние годы уходящего столетия ему нашелся достойный соперник – Вёльфль» (это слова Игнаца Риттера фон Зейфрида, композитора и дирижера, пользовавшегося большим авторитетом в Вене).

Бетховену не однажды приходилось участвовать в фортепианных дуэлях, но обычно он побеждал легко, и его бывшие оппоненты становились или его почитателями (как Гелинек), или врагами (как Штайбельт). А Вёльфль остался именно соперником. В Вене в конце 90-х годов он, похоже, был более известен, чем Бетховен: в театрах с триумфальным успехом шли его оперы, и поэтому его хорошо знала широкая публика. Бетховен же в то время для большинства меломанов был, в основном, автором ансамблей, сонат и пьес, и как бы ни были они популярны, они не могли принести ему столь же громкую славу. В то же время, он был вхож в дома аристократов, дружил, например, с князем Карлом Лихновским и бароном ван Свитеном, чувствовал себя с ними на равных и пользовался их покровительством. Вёльфль не давал концертов в элитарных салонах, так что у них была разная аудитория. Некоторые исследователи полагают, что страсти вокруг соперничества этих музыкантов имели и социальный подтекст: сторонники Вёльфля противопоставляли высшему обществу свои идеалы и своего пианиста. Местом фортепианных состязаний стала вилла одного из покровителей Вёльфля, графа Раймунда фон Ветцлара. Вёльфль и Бетховен импровизировали то по очереди, то одновременно за двумя роялями, и, по словам того же Зейфрида, «будь [эти пьесы] записаны в момент своего рождения, они вне всякого сомнения избежали бы тлена».

Должно быть, странно выглядели эти двое: высокий, худой, неизменно вежливый Вёльфль, предпочитающий нежный и ясный стиль, – и коренастый, жилистый, порой грубоватый Бетховен, импровизирующий властно и мощно.

Казалось, они стоили друг друга, и критики признавали, что не знают, кому отдать пальму первенства. Однако прошло чуть больше двухсот лет – и Бетховен остался Бетховеном, а имя Вёльфля забылось. Даже знатокам он известен лишь своими фортепианными сонатами и Дуэтом для пианофорте и виолончели. Эти сочинения солисты Pratum Integrum исполняют уже давно, то на гастролях, то в России, и все это время у них постепенно зрело желание посмотреть другие партитуры Вёльфля. Конечно, одно или два интересных произведения вовсе еще не означают, что композитор и все остальное писал столь же вдохновенно, но попробовать стоило – и вот в распоряжении оркестра оказались Симфонии, Концерт и Квартеты, вызволенные из европейских архивов. Мало сказать, что эта музыка произвела большое впечатление: она настолько явно превосходила сотни других произведений малых классиков и так удивляла «лица необщим выраженьем», что ее сразу захотелось играть, захотелось говорить о Вёльфле, вспоминая старые панегирики. Прошлой зимой Pratum Integrum исполнил его Квартеты и Симфонии (Симфонии тогда же впервые были записаны на диск на лейбле Caro Mitis), а в этом году, поддавшись искушению исторических преданий, в оркестре решили, что Вёльфль и Бетховен должны сойтись в программе «Лицом к лицу».

В каждом отделении концерта прозвучит одно сочинение Бетховена и одно Вёльфля; сначала это будут два струнных квартета, затем – два фортепианных концерта.

В принципе, во втором отделении будет нечто похожее на дуэли конца XVIII века: лицом к лицу окажутся не только два концерта, но и два очень непохожих пианиста. Концерт Бетховена ( op.19) будет играть Юрий Мартынов, известный исполнитель в аутентичном стиле, ученик Алексея Любимова. Концерт Вёльфля исполнит Игорь Четуев, ученик Владимира Крайнева, молодой блестящий пианист, сейчас живущий в Гамбурге и, к сожалению, редко бывающий в Москве. Он никогда раньше не занимался старинным исполнительством и с концертом на хаммер-клавире публично выступит впервые. Основным его инструментом остается современный рояль, и именно на рояле он записывает сейчас цикл «Все фортепианные сонаты Бетховена» (в первом альбоме будут представлены сонаты №№7, 23 и 26, запись сделана на лейбле Caro Mitis).

Таким образом, перед нами будут пианисты, придерживающиеся двух принципиально разных позиций: стиль Юрия Мартынова сложился на основе изучения тонкостей старинной школы игры, Игорь Четуев просто увлекся музыкой Вёльфля, и его манера общения с хаммер-клавиром была найдена чисто эмпирически, интуитивно.

Прочтя название концерта, один из наших слушателей сразу вспомнил: «Лицом к лицу лица не увидать». Неправда: приходите – увидите.