12 ноября 2005 года Московский Международный Дом Музыки Камерный зал Концерт оркестра Pratum Integrum Художественный руководитель – Павел Сербин (виолончель) «Иллюзии французского барокко»
I отделение Жан Батист Люлли (1632–1687) Жан Фери Ребель (1666–1747) Марен Маре (1656–1728) II отделение Луи Габриэль Гиймен (1705–1770) Исполнители: Жан Мари Леклер (1697–1764) Жан Жозеф Кассанеа Мондонвиль (1711–1772) Все сочинения исполняются в России впервые ***
Композиторы, музыка которых прозвучит в этот вечер, были крупнейшими мастерами своей эпохи. Их имена знали далеко за пределами Парижа, их слава была поистине легендарной. На концерте будет много интереснейшей театральной музыки. Например, прозвучит «хореографическая симфония» Ребеля – небольшой балет без пения, написанный для танцовщиков придворной Оперы. Одну из подобных «симфоний» в 1716 г. в Версале слышал Петр I; говорят, что именно после этого ему захотелось устроить балы и в России, так что появлением первых петровских ассамблей мы хотя бы отчасти обязаны Ребелю. Не менее серьезная историческая роль выпала на долю оперы Мондонвиля «Титон и Аврора»: это произведение Мондонвиль написал по заказу г-жи Помпадур вот при каких обстоятельствах. Особое предназначение было и у «Бури» Марена Маре: этот эпизод из его популярной оперы «Альциона» долгое время был конкурсной пьесой. «Бурю», как самый трудный оркестровый фрагмент, должны были играть струнники, желавшие поступить в оркестр Королевской Академии музыки. А уж попав в этот оркестр, они наверняка столкнулись бы с произведениями Леклера и Гиймена, придворных композиторов и блестящих скрипачей. Скорее всего, Леклер и Гиймен знали друг друга с юных лет: оба учились в Турине в одно и то же время у одного и того же педагога. Странно, что в их биографиях ничего не сказано ни об их знакомстве, ни об их отношениях, ни о сходстве или различии их стиля. Зато во все статьи о Леклере проникла легенда о его совместных концертах со скрипачом и композитором Пьетро Локателли. Концерты эти имели фантастический успех, из уст в уста передавалась оброненная кем-то фраза: «Леклер играет, как ангел, а Локателли – как дьявол». Иллюзорный мир, столь вдохновенно творимый эпохой барокко – и в жизни, и в инструментальной и театральной музыке, – призван был, помимо прочего, унять тоску по утраченной гармонии, утолить жажду многогранной и многоликой красоты, и жить он будет столько, сколько жива будет эта жажда. В наше бесконечно усталое время французскую придворную музыку нужно выписывать по рецепту, как освежающее, веселящее зелье, как универсальное лекарство от латинских депрессий, русской хандры и аглицкого сплина. |