7 ноября 2008 Римско-католический кафедральный собор Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) Российская премьера версии Йозефа Эйблера (1765-1846)
Яна Иванилова (сопрано) Оркестр Pratum Integrum Камерный хор Римско-католического кафедрального собора Дирижер – Павел Сербин *** 8, 9 ноября 2008 Римско-католический кафедральный собор Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) Версия Роберта Левина (р. 1947) Государственная академическая симфоническая капелла России Московская хоровая капелла мальчиков
Яна Иванилова (сопрано) Дирижер – Бренда Линн Лич, США Дирижер – Эдуард Дядюра *** В Католической церкви ноябрь традиционно считается месяцем поминовения усопших. В этот месяц в Римско-католическом кафедральном соборе в Москве уже многие годы исполняется одно из самых известных заупокойных музыкальных произведений – «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта. Известно, что Моцарт не успел завершить работу над Реквиемом, в значительной степени это сделали за него друзья и ученики. На сегодняшний день существует множество версий «Реквиема», некоторые из них в России исполняются редко, а некоторые не исполняются вовсе. В этом году традиция исполнения «Реквиема» в стенах московского кафедрального собора переросла в экспериментальный, новаторский проект-сопоставление. В ноябре 2008 г. здесь будут показаны сразу две редкие версии этого сочинения: Йозефа Эйблера (1765 – 1846) и Роберта Левина (р. 1947). Вот, что он рассказал об этом исполнении: «Мы решили объединить три первоисточника «Реквиема», стараясь как можно ближе подойти к фрагментарно сохранившемуся авторскому тексту. Первая часть, Introitus, была закончена самим Моцартом, мы исполним ее по моцартовскому оригиналу без позднейших наслоений. Следующий раздел, Sequenz, не был завершен Моцартом: автограф состоит из полностью записанных вокальных партий и партии бассо континуо, частично набросаны партии струнных, фрагментарно – партии духовых. Мы исполним этот раздел по оркестровке, сделанной замечательным учеником композитора, автором превосходных духовных сочинений Йозефом Эйблером. Эйблер не закончил работу над текстом «Реквиема»: по воле жены Моцарта, Констанции, партитура перешла к другому ученику великого венца – Францу Зюсмайру. Именно его оркестровка последующих частей заупокойной мессы считается наиболее исторически корректной. Несколько частей (Sanctus, Benedictus, Agnus Dei и на 80% знаменитая Lacrimosa) были полностью сочинены Зюсмайром. Мы оставим текст этих разделов «Реквиема» в неприкосновенности». Вторая версия, не исполнявшаяся в России уже много лет, будет представлена Государственной академической симфонической капеллой России и Московской хоровой капеллой мальчиков. В этом варианте «Реквием» прозвучит дважды: 8 ноября под управлением Бренды Линн Лич (США), а 9 ноября под управлением Эдуарда Дядюры (Россия).
|