8 июня 14.00 и 9 июня 16.00 Концерт на открытии выставки, посвященной Петру Великому О жизни и творчестве композитора Максима Созонтовича Березовского (нач. 1740-х — 1777), — представителя Русского музыкального классицизма, известно немногое. Публиковавшаяся ранее литература во много основывалась на домыслах и предположениях. Известно лишь, что рожден он был в семье небогатого малороссийского дворянина, а уже к восемнадцати годам состоял певчим в императорской капелле в Петербурге. Скорее всего, именно там Березовский стал профессионально заниматься музыкой у итальянских педагогов. В 1760-х занимал пост «придворного камер-музыканта и сочинителя хоровых придворных концертов». Позднее, в 1769 году, направился для в Италию, в Болонскую филармоническую академию, продолжать профессиональное совершенствование. Пройдя полный курс обучения, Березовский блестяще выдержал выпускные экзамены, которые за несколько месяцев до него сдавал юный четырнадцатилетний Моцарт. За четыре года, проведенные в Италии, Березовский создал, пожалуй, одни из самых значимых своих произведений, как в жанрах духовной, оперной музыки, так и камерно-инструментальной. Также в этот период им написана «Симфония C-dur» — произведение, остававшееся в забвении более двухсот лет. В 1998 году итальянский музыковед А. Латерца обнаружила рукопись симфонии в одном из архивов. А благодаря стараниям российского музыканта П. Сербина стало возможным исполнение и первая запись этого произведения. По возвращении на родину Березовский не снискал должного почета и уважения, что стало причиной его постоянных эмоциональных расстройств. Композитор скончался в возрасте немногим более тридцати лет. Опера «Сокол» — одна из трех опер другого русского композитора XVIII столетия Дмитрия Степановича Бортнянского (1751–1825), написанная им в России в 1780-х годах после возвращения из Италии. Опера сочинена композитором для любительского театра при дворе будущего российского императора Павла Петровича. Исполнялась она в загородных усадебных театрах под Петербургом для ограниченного круга слушателей. И никогда не ставилась на профессиональной оперной сцене. По жанру оперу можно отнести к типу итальянской лирико-комической оперы (semi-seria). К этому жанру Бортнянский впервые обратился в своем творчестве, что делает оперу первой лирико-комической оперой в истории русской музыки. Текст написан французским либреттистом Ф.Г. Лафермьером по мотивам Дж. Боккаччо «Декамерон» день пятый. Премьера оперы состоялась 11 октября 1786 года в Павловске — в загородной резиденции Павла I. Успех был ошеломляющим. В скором времени опера была сыграна в других усадебных театрах российской знати. Трехактная опера состоит из 18 музыкальных номеров, включая оркестровую увертюру. При жизни Бортнянского ни одна из трех его опер не смогли выйти за тесные рамки дворянской любительской сцены. Но музыка их заняла достойное место в творчестве композитора и в истории русской музыки XVIII века. Антон Фердинанд Тиц (1742–1810) — немецкий скрипач и композитор — фигура загадочная. Блестящий исполнитель и талантливый сочинитель, полжизни провел в родном Нюрнберге, воспитываясь в семье дяди художника. Затем в начале 1760-х перебирается в Вену, где проработал около десяти лет. А после, в 1771 году, переехал в Санкт-Петербург с большой надеждой в осуществлении блестящей карьеры. И последнее ему все-таки удалось. В северной российской столице Тиц получил престижную должность камер-музыканта при дворе Екатерины II, а также право давать уроки игры на скрипке великому князю Александру Павловичу. Его роль в музыкальной жизни русского двора трудно переоценить. Признанный солист Первого придворного оркестра, она занимался организацией концертов «комнатной музыки» в часы досуга императорской семьи. Часто Екатерина II и ее придворные слушали музыку Тица после прогулок в Царском селе. Помимо огромного числа камерной музыки Тицем создана одна Камерная симфония C-dur. Введя в финал этой симфонии популярную плясовую русскую песню, Тиц получил от своих современников «статус» поистине «русского композитора». Как известно, в XVIII столетии в России работало большое количество западных музыкантов. И многие из них полностью связывали свою жизнь с Россией, обретая здесь вторую родину, а кто-то, проработав несколько лет при российском дворе, возвращался домой. Именно так и поступил голландец Карел Антон Фодор (1768–1846). Известный скрипач, виртуоз и композитор провел в России несколько лет вместе со своим братом Йозефом. Сведения о работе и путешествиях Фодора отсутствуют. Однако некоторые из его сочинений содержат яркие следы соприкосновения с русской культурой. В те времена в России многие представители дворянства владели игрой на музыкальных инструментах и любили предаваться совместному музицированию. Выступая перед другими, каждый желал продемонстрировать свою блестящую виртуозность и высокий исполнительский уровень. И, конечно, как нельзя лучше этой идее соответствовал жанр концерта. Именно к таковым относятся и восемь концертов для фортепиано с оркестром Карела Фодора. Трехчастный концерт D-dur op. 5 представляет собой стилистическое богатство. Так, первая часть концерта — образец элегантного моцартовского фортепианного стиля. Вторая создана в лирико-созерцательном характере. Финал же назван Rondo a l’a Russe (Рондо в русском стиле), в котором использована точная цитата из первой русской комической оперы М.М. Соколовского. Это разудалый казачёк, с веселыми прыжками, присядками и подражаниями игре в духе balalay a trois cordes.
|