4 ноября 2004 года, Московский Междунардный Дом Музыки "Иллюзии
французского барокко" Концерт оркестра Pratum Integrum Художественный руководитель Концертмейстер оркестра Солисты:
В программе I отделение Жан-Мари Леклер (1697 - 1764) Жан-Фери Ребель (1666 - 1747) II отделение Франсуа Куперен (1668 - 1733) Жан-Мари Леклер (1697 - 1764) Жан-Фери Ребель (1666 - 1747) ***
Редкая по красоте программу! На один вечер вообразите себя на месте тех беспечных любимцев судьбы, жизнь которых была полна пленительных иллюзий. Вы когда-нибудь слышали в Москве Ребеля или Леклера? Нет? Неудивительно: эта тонкая, грациозная музыка малоизвестна и почти не звучит в России. В Европе, в XVII или XVIII веке, войдя в церковь, можно было увидеть и орган, и клавесин одновременно. Известно, что эти инструменты довольно часто играли вместе партию континуо. Почему-то в современных исполнениях старинной музыки до недавнего времени такие эксперименты почти не предпринимались, но на концертах 4 и 5 ноября вы сможете услышать это необычное на современный вкус сочетание инструментов. Pratum Integrum - один из первых коллективов, воплощающих подобную идею в России. Музыку, которая прозвучит в эти вечера, с восторгом принимали
в Версале во времена Людовика XV; впрочем, кое-что из исполняемых
произведений слышал и его дед, Король-Солнце. Тысячи версальских
зеркал отражали свет жирондолей и изящные листья орнамента, создавая
иллюзию бесконечного пространства, мираж цветущего раскидистого
сада. Пройдя сквозь залы Дианы и Аполлона, придворные устремлялись
в театр, где иллюзии становились еще более волнующими. Дамы и
кавалеры шли посмотреть танцевальные симфонии придворного композитора
Жана-Фери Ребеля (1666 - 1747) - иными словами, ранние балеты,
к которым он писал музыку. В 1716г. в числе посетителей спектакля
каждый из нас с удивлением узнал бы одного высокого иностранца
лет сорока. Это был Петр I. Тогда исполняли симфонию "Танцевальные
характеры" - и, кто знает, может быть, именно она так запомнилась
императору, что он решил непременно ввести танцы и в России. Как раз в том же году, когда Ребель написал "Стихии" (1737) при дворе Людовика XV разгорелась острая борьба за пост директора королевского оркестра. Одним из блестящих претендентов на эту должность был Жан-Мари Леклер (1697 - 1764). Французский композитор, скрипач, танцовщик, основоположник скрипичной школы, прозванный "французским Бахом", автор изумительных сонат и концертов, которые так любила королева, - он имел полное право на это место. К сожалению, Леклер оказался настолько неуживчив и неуступчив, что, проработав в этой должности один месяц, демонстративно покинул Париж. Имя Леклера окружено легендами. Например, одним из его педагогов был Пьетро Локателли, и их совместные концерты проходили с невероятным успехом. "Леклер играет, как ангел, а Локателли - как дьявол", - писали современники. Под конец жизни Леклер вновь вернулся во Францию, разошелся со своей супругой, купил дом, как пишут "в опасном районе Парижа" - и однажды вечером был убит завистливым племянником. Современником Ребеля и Леклера был композитор, слава которого
надолго затмила имена остальных французских музыкантов. Самое
точное представление о Франсуа Куперене (1668 - 1733) дает его
прозвище, ставшее частью его имени, - Франсуа Куперен Великий.
Особенно популярны были его пьесы для клавесина - он был учителем
музыки при дворе Людовика XIV. |