4 ноября 2004 года, Московский Междунардный Дом Музыки
5 ноября 2004 года, Московский театр "Школа драматического искусства"

"Иллюзии французского барокко"

Концерт оркестра Pratum Integrum
на исторических инструментах
(Россия, Москва)

Художественный руководитель
Павел Сербин (барочная виолончель)

Концертмейстер оркестра
Сергей Фильченко (барочная скрипка)

Солисты:
Сергей Фильченко (барочная скрипка)
Дмитрий Синьковский (барочная скрипка)

 

В программе

I отделение

Жан-Мари Леклер (1697 - 1764)
Увертюра ля мажор, op.13 №3. Оркестровая версия П.Сербина

Жан-Фери Ребель (1666 - 1747)
Танцевальная симфония "Стихии" (Les elements)

II отделение

Франсуа Куперен (1668 - 1733)
Соната "Султанша" (La Sultane) для двух скрипок, двух виол да гамба и бассо континуо

Жан-Мари Леклер (1697 - 1764)
Концерт ля мажор для скрипки, струнных и бассо континуо, op. 12 №2

Жан-Фери Ребель (1666 - 1747)
"Фантазия" для оркестра

***

Редкая по красоте программу! На один вечер вообразите себя на месте тех беспечных любимцев судьбы, жизнь которых была полна пленительных иллюзий. Вы когда-нибудь слышали в Москве Ребеля или Леклера? Нет? Неудивительно: эта тонкая, грациозная музыка малоизвестна и почти не звучит в России.

В Европе, в XVII или XVIII веке, войдя в церковь, можно было увидеть и орган, и клавесин одновременно. Известно, что эти инструменты довольно часто играли вместе партию континуо. Почему-то в современных исполнениях старинной музыки до недавнего времени такие эксперименты почти не предпринимались, но на концертах 4 и 5 ноября вы сможете услышать это необычное на современный вкус сочетание инструментов. Pratum Integrum - один из первых коллективов, воплощающих подобную идею в России.

Музыку, которая прозвучит в эти вечера, с восторгом принимали в Версале во времена Людовика XV; впрочем, кое-что из исполняемых произведений слышал и его дед, Король-Солнце. Тысячи версальских зеркал отражали свет жирондолей и изящные листья орнамента, создавая иллюзию бесконечного пространства, мираж цветущего раскидистого сада. Пройдя сквозь залы Дианы и Аполлона, придворные устремлялись в театр, где иллюзии становились еще более волнующими. Дамы и кавалеры шли посмотреть танцевальные симфонии придворного композитора Жана-Фери Ребеля (1666 - 1747) - иными словами, ранние балеты, к которым он писал музыку. В 1716г. в числе посетителей спектакля каждый из нас с удивлением узнал бы одного высокого иностранца лет сорока. Это был Петр I. Тогда исполняли симфонию "Танцевальные характеры" - и, кто знает, может быть, именно она так запомнилась императору, что он решил непременно ввести танцы и в России.
"Стихии" - самая известная из симфоний Ребеля. По его словам, начальный аккорд, в котором одновременно сочетаются все звуки гаммы ре минор, изображает Хаос; он сменяется унисоном (нота ре) - это Земля. Далее следует пестрая череда танцев, изображающих другие стихии - огонь, воздух и воду.

Как раз в том же году, когда Ребель написал "Стихии" (1737) при дворе Людовика XV разгорелась острая борьба за пост директора королевского оркестра. Одним из блестящих претендентов на эту должность был Жан-Мари Леклер (1697 - 1764). Французский композитор, скрипач, танцовщик, основоположник скрипичной школы, прозванный "французским Бахом", автор изумительных сонат и концертов, которые так любила королева, - он имел полное право на это место. К сожалению, Леклер оказался настолько неуживчив и неуступчив, что, проработав в этой должности один месяц, демонстративно покинул Париж. Имя Леклера окружено легендами. Например, одним из его педагогов был Пьетро Локателли, и их совместные концерты проходили с невероятным успехом. "Леклер играет, как ангел, а Локателли - как дьявол", - писали современники. Под конец жизни Леклер вновь вернулся во Францию, разошелся со своей супругой, купил дом, как пишут "в опасном районе Парижа" - и однажды вечером был убит завистливым племянником.

Современником Ребеля и Леклера был композитор, слава которого надолго затмила имена остальных французских музыкантов. Самое точное представление о Франсуа Куперене (1668 - 1733) дает его прозвище, ставшее частью его имени, - Франсуа Куперен Великий. Особенно популярны были его пьесы для клавесина - он был учителем музыки при дворе Людовика XIV.
Писать трио-сонаты Куперен поначалу боялся - ведь это был новый для него итальянский жанр. Поэтому в 1695г.он сочинил их под псевдонимом, и только когда они принесли ему успех, открыл свое настоящее имя. Соната "Султанша" для четырех инструментов и континуо написана, по-видимому, несколько позднее (точная датировка неизвестна). В этом сочинении, более зрелом по стилю, композитор следует модной в то время восточной теме.