1 декабря 2009 года, 19:00

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
(Москва, ул. Волхонка, 12)

 Концерт оркестра Pratum Integrum

Художественный руководитель – Павел Сербин (виолончель)
концертмейстер – Сергей Фильченко (скрипка)

«По гамбургскому счету»

в рамках фестиваля «Декабрьские вечера»

Георг Филипп Телеман (1681–1767)

I отделение

Иоганн Георг Конради (ca. 1645–1699)
Увертюра к опере «Прекрасная и верная Ариадна» (1691) *

Сцена и ария Ариадны
„Ihr Furien, auf, auf!“ («Восстаньте, фурии!») *
Солистка – Валерия Сафонова, сопрано

Георг Филипп Телеман (1681–1767)
Оркестровая сюита ля минор (TWV 55:а3)
Ouverture – Les Plaisirs – Loure – Furies – Rigaudon en Rondeau I / Riguadon II / Rigaudon III –Menuet – Les Matelots – Gig Angloise – Rondeau – Hornpipe

Ария Эвримеда из оперы «Орфей» (1726)
„Augeletti, che cantate“ («Птички, что поют в вершинах») *
Солисты:  Дэниел Тёрнер, тенор; Екатерина Дрязжина, флейта пикколо; Сергей Фильченко, скрипка

Ария Мелитона из оперы «Терпеливый Сократ» (1721) *
„Core, core, senza amore“ («Сердце, сердце! Тебе не будет радости без любви»)
Солист – Дэниел Тёрнер, тенор

II отделение

Георг Филипп Телеман (1681–1767)
Концерт ми минор для флейты, скрипки, струнных и бассо континуо (TWV 52:e3)
Allegro – Adagio – Presto – Adagio – Allegro
Солисты: Ольга Ивушейкова, флейта; Дмитрий Синьковский, скрипка

Иоганн Маттезон (1681–1764)
Ария Ивана из оперы «Борис Годунов» (1710)
„Vorrei scordarmi del Idol mio“ («Кумира любви позабыть я хотел бы»)
Солист – Дэниел Тёрнер, тенор

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Пассакалия из Увертюры к опере «Родриго» (1707)
Солисты: Дмитрий Синьковский, скрипка; Сергей Фильченко, скрипка

Ария Альмиры из оперы «Альмира, королева Кастилии» (1705) *
„Geloso tormento“ («Мука ревности»)
Солисты: Валерия Сафонова, сопрано; Филипп Нодель, гобой

Рейнгард Кайзер (1674–1739)
Ария Фредегунды из оперы «Фредегунда» (1715) *
„Offne die dunkle Kluft“ («Раскрой, темная бездна, свои потаенные склепы»)
Солистка – Валерия Сафонова, сопрано
Ритурнель и Дуэт крестьян из оперы «Крез» (1710 / 1730) *
„Kleine Voglein, die ihr springet“ («Малые пташки! Вы, что порхаете, щебечете и поете»)
Солисты: Валерия Сафонова, сопрано; Дэниел Тёрнер, тенор

* Исполняется впервые в России

***

«Изобильно и щедро одаренный Богом город, прекрасный сад, цветущий в земном раю», – писали о Гамбурге в конце XVII века. Этот северный город на Эльбе разбогател благодаря оживленной торговле. В то время здесь находился единственный порт в империи Габсбургов, из которого можно было достичь моря, не имея дела с другими государствами. В Гамбурге торговали с Англией и Францией, налаживали отношения с Россией, считали пошлину, принимали послов и давали приют протестантам со всех концов Европы. В 1678 г. на Гусином рынке у берега реки Альстер открылся оперный театр. Это был первый публичный, а не придворный, театр в Германии, он был построен с размахом и оснащен новейшей театральной техникой. В театр живо устремилась талантливая молодежь, музыкальные достижения не заставили себя ждать, и пестрая публика, привлеченная новизной развлечения, поначалу охотно раскупала билеты. Слава Гамбургской оперы вскоре облетела всю страну.
За 60 лет существования театра в нем было поставлено около 300 произведений. Целиком до наших дней дошло несколько десятков партитур, которые до XX века почти полностью выпали из поля зрения исполнителей, а сейчас вновь вызывают живейший интерес, и на сегодняшнем концерте нам бы хотелось дать некоторое представление об этой музыке.
В начале XVIII века в Гамбурге работали Иоганн Маттезон и Рейнгард Кайзер, здесь провел три года молодой Гендель. Позднее, в 1722 г., капельмейстером оперы стал Георг Филипп Телеман.
Маттезон рано перестал писать для сцены и прославился скорее как теоретик музыки и едкий критик. Кайзер, напротив, полнее всего раскрылся именно в театре: вдохновенный экспериментатор, он любил неожиданные, подчас экстремальные решения. Его музыка, по-видимому, произвела сильное впечатление на Генделя: темы Кайзера он цитировал в своих сочинениях и вскоре после отъезда в Италию, и десятки лет спустя. Телеман, пожалуй, наиболее точно улавливал те изменения, которые происходили в музыкальных вкусах начала XVIII века: его первые сочинения для театра еще полностью находятся в горизонтах барокко, а поздние вещи предвещают Моцарта и Россини. Как бы сошли со сцены и его инструментальные пьесы. Сюита и Концерт, которые прозвучат сегодня, наполнены таким живым и зримым действием, что на них хочется писать сценарий.
Ранние гамбургские оперы строились по образцу венецианских. Как правило, это были спектакли с частыми переменами декораций и краткими контрастными номерами. Самые значительные драматические сцены напоминали сольные кантаты: в рифмованный речитатив «вплывали» отдельные распетые реплики и короткие арии. Именно так написана сцена из оперы «Ариадна» Иоганна Георга Конради (он был капельмейстером в Гамбурге в начале1690-х годов; к сожалению, эта пылкая опера – единственное его сочинение для театра, которое дошло до наших дней).
Постепенно из краткой вспышки внутри речитатива ария превратилась в большую, привольно развитую пьесу. Сначала такие арии были редкостью. Самые красивые из них располагались в кульминациях, как, например, ария Альмиры и ария Фредегунды, которые можно будет услышать сегодня.
«Альмира» – опера 19-летнего Генделя, его первое сочинение для театра, оно было поставлено в 1705 г., и гамбуржцы приняли его очень тепло. Главная героиня полагает, что ей изменил возлюбленный, ее медленная ария, колеблемая внезапными аккордами струнных, – о ревности. «Фредегунда» – опера на исторический сюжет, о кровожадной властительнице из династии Меровингов. У Кайзера она ворожит возле храма Гекаты, заклиная богов подземного мира.
В итальянской опере начала XVIII века главные мужские роли исполняли кастраты, а уделом тенора, если он вообще участвовал в действии, как правило, были скромные эпизоды. В Гамбурге кастраты пели редко, и  в опере обычно было две-три теноровые партии. Вот сегодняшние персонажи: пастух Эвримед из оперы «Орфей» (он призывает свою возлюбленную под щебет флейты пикколо и скрипки). Принц Мелитон из оперы «Терпеливый Сократ» (он никак не может понять, какая из двух девушек нравится ему больше). Боярин Иван из оперы Маттезона «Борис Годунов» (он безответно влюблен и не может отказаться от своего чувства). Оперу о Годунове Маттезону заказал посол Великобритании в Гамбурге, но до премьеры дело не дошло, композитор отчего-то забрал партитуру из театра. Выбор этого сюжета и внезапный отказ от постановки исследователи объясняют по-разному, но бесспорно одно: в Гамбурге очень внимательно относились ко всему происходящему в России. Достаточно сказать, что на сцене оперного театра праздновали бракосочетание Анны Петровны и Карла Фридриха Голштинского, коронацию Петра II, коронацию Анны Иоанновны.

Анна Андрушкевич